2003-12-19 00:00:00
В настоящий момент ввозимые и производящиеся в России иномарки слишком дороги для большинства россиян. В то же время "дешевая" продукция отечественного автопрома в ближайшее время едва ли станет более качественной.
Вчера в Москве состоялся круглый стол на тему "Ключевые события и тенденции российского автомобильного рынка в 2003 году. Прогноз дальнейшего развития", организованный аудиторско-консультационной компанией PricewaterhouseCoopers (PwC). На круглом столе было отмечено, что сегодня российский рынок автомобилей не только растет, но и меняет свою структуру. Главным образом ? из-за повышения пошлин на ввоз подержанных иномарок в 2002 году. Но, вместо того чтобы покупать отечественные автомобили, россияне все больше отдают предпочтение новым иномаркам ? как ввозимым, так и производящимся в России, так как российские автомобили сильно уступают им по качеству. Правда, массовыми собираемые в стране иномарки в ближайшем будущем не станут, так как они пока слишком дороги для большинства россиян. Удешевить их могло бы широкое использование отечественных комплектующих, однако это приведет к резкому снижению надежности производимых автомобилей, так как в России отсутствует механизм строгого контроля за качеством запчастей. По мнению экспертов PwC, основной тенденцией уходящего года был рост доходов россиян и, как следствие, увеличение их расходов на покупку автомобилей. По данным компании, в 2003 г. в России прирост продаж автомобилей в количественном отношении составил 5,5%, а рост продаж в денежном отношении ? 14%. По прогнозам PwC, схожая динамика сохранится и в будущем. "В 2004 году ожидается похожее увеличение, в 2005 ? чуть меньшее. Это достаточно сильный ежегодный рост", ? заявил на прошедшем круглом столе Стэнли Рут, партнер PwC. Как отмечают участники круглого стола, россияне, решившие в этом году купить автомобили, отдали предпочтение не продукции отечественного автопрома, а иномаркам ? новым и собранным в России. Доля отечественных машин в суммарных прода#жах на российском автомобильном рынке уменьшилась на 2%, в то время как рынок иномарок (как импортированных из-за рубежа, так и собранных в России) вырос почти на 70%. Несмотря на впечатляющие результаты иностранных автопроизводителей в России, участники прошедшей в Москве конференции отмечают, что в России, тем не менее, пока нет массового автомобиля, который бы продавался по приемлемой цене и был бы при этом качественным. "В России есть очень большое число людей, которые не могут потратить на покупку машины больше 4?5 тыс. долларов. Также есть люди, которые готовы заплатить за автомобиль 15 тыс. долларов и более, но из-за того, что их относительно немного, общая денежная масса в этом сегменте не самая большая. Самая же большая денежная масса сосредоточена среди покупателей, способных потратить на покупку автомобиля от 6 до 10 тыс. долл. И это самый интересный сегмент. Если удовлетворить хотя бы часть этого спроса, то производитель, который впишется в этот сегмент, вполне сможет выпускать и продавать в России 200?300 тыс. машин в год", ? говорит Стэнли Рут. Пока же это предложение на рынке отсутствует: российские автомобили более доступны по цене, но недостаточно качественны ("передовая" же вазовская разработка "Калина" еще не запущена в производство), а иномарки слишком дороги для большинства платежеспособного населения. "В России пока нет машин для будущего, есть только машины для истории. Иномарки, производимые в России, ? это хорошие машины, но пока слишком дорогие, чтобы занять большой сегмент на российском рынке (так, проектная мощность завода во Всеволожске ? всего 25 тыс. автомобилей в год). И только когда они сумеют уменьшить стоимость местного производства, они смогут организовать серьезное производство в России", ? считает представитель PwC. В будущем в качестве основных претендентов на создание российского массового автомобиля среди производителей иномарок PwC называет Renault, Ford, СП "GM-АвтоВАЗ", и Kia. В основном эти автопроизводители идут по п#ути производства машин в максимально облегченной комплектации. "Renault готовится развивать в России производство более дешевых машин, чем Ford, цена которых будет около 10 тыс. долларов. Они уже заявили, что намереваются производить в России 60 тыс. таких машин в год. "GM-АвтоВАЗ" ближе к Renault, чем к Ford. Потому что они уже имеют производство в России, и их план ? производить автомобиль, большинство компонентов которого будут местного производства. План Kia по наращиванию сборки качественных и не очень дорогих автомобилей (до 120 тыс. машин в год) также вполне разумен", ? отмечает Стэнли Рут. Правда, часть экспертов придерживается другой точки зрения. По их мнению, ни Opel Astra, ни "Калина", даже когда они начнут серийно производиться в России, вряд ли смогут стать массовыми доступными автомобилями. Заявленный объем производства Opel Astra в России составляет всего 17 тыс. автомобилей в год, что не сможет оказать значительного влияния на рынок. По мнению аналитика ИГ "АТОН" Тимоти МакКачена, в основном проблема заключается в том, что пока в России нельзя произвести качественную машину в ценовом диапазоне 6?10 тыс. долл. Добиться этого можно только одним способом ? широко использовать отечественные комплектующие, качество которых пока в большинстве случаев неудовлетворительное. "Головная боль российского автопрома ? это недостаточное число производителей запчастей. Между этими предприятиями нет острой конкуренции, поэтому качество комплектующих низкое, ? говорит аналитик. ? Кроме того, даже при производстве "российских" иномарок автопроизводители не используют системы JIT (Just In Time, система своевременного пополнения материально-товарных запасов. ? RBC daily), которая практикуется за рубежом. СП "GM-АвтоВАЗ" пыталось внедрить систему JIT при производстве "Chevy-Niva" и за счет этого выпустить в этом году 35 тыс. этих автомобилей, но не смогло выдержать жесткого ритма работы, в результате в этом году будет выпущено лишь около 25 тыс. автомобилей "Chevy-Niva#".
РИА РосБизнесКонсалтинг
|