2003-11-21 00:00:00
Покупатели новых автомобилей в 2003 г. потратили на иномарки больше денег, чем на отечественные автомобили. Больше всех в этом выиграли те зарубежные компании, которые уже развернули производство машин в России По данным исследовательской компании "АСМ-Холдинга", в 2003 году покупатели машин однозначно сделали выбор в пользу иномарок. Россияне купят более 220 тыс. легковушек иностранного производства, причем из них более 60 тыс. ? машины, собранные внутри страны на конвейере иностранных компаний. В будущем году эта тенденция сохранится ? заводы иностранных компаний рассчитывают на дальнейший рост спроса: Ford планирует собрать до 25 тыс. машин во Всеволожске, а представители корейской компании Hyundai объявили о том, что начнут собирать новую модель на мощностях Таганрогского автозавода (ТагАЗ). Крупнейший российский автозавод "АвтоВАЗ", чтобы не отдать рынок иностранцам, уже анонсировал планы по сборке модели Opel Astra и обещает в 2004 году поставить на конвейер модель "Калина". Как сообщил RBC daily заместитель гендиректора "АСМ-Холдинг" Александр Ковригин, только за первые 9 месяцев 2003 года в России было продано 712 тыс. новых российских автомобилей на общую сумму около 3 млрд долл., при этом только подержанных иномарок было продано почти 353 тыс. на общую сумму около 3,2 млрд долл. Точных цифр по рынку новых иномарок пока нет, однако объем их продаж в стоимостном выражении в этом году превысит 2 млрд долл. Причем четверть этой суммы заработают новые российские предприятия, где собираются автомобили иностранных компаний. По прогнозам ИК UFG, в 2004 эти заводы увеличат общий объем производства до 100 тыс. машин, которые предназначены для внутреннего рынка. Оптимизм аналитиков связан с тем, что в этом году дилеры трех иностранных марок ? Toyota, Daewoo и Ford ? превысили порог годовых продаж в 10 тыс. машин. При этом Toyota, которая не продает автомобили дешевле 13 тыс. долл., по итогам продаж за 9 месяцев обогнала признанного лидера российского рынка иномар#ок Daewoo, продав 17 тыс. машин (это на 3,5 тыс. больше, чем у корейцев). Ford испортил настроение корейцам, отобрав у Daewoo Nexia титул самой продаваемой модели ? Ford Focus продается лучше. Хотя опережениесоставило лишь 34 автомобиля, эксперты не считают это случайным результатом, предрекая дальнейшее увеличение отрыва Ford от Daewoo. Не исключено, что американцы отодвинут корейцев на третье место. Как сообщила RBC daily пресс-секретарь компании в России Оксана Хартонюк, в этом году только Ford Focus планируется продать около 15 тыс. штук, а ведь дилеры продают и другие модели компании. Еще три компании вплотную подойдут к заветной 10-тысячной отметке: Hyundai, Renault и KIA. Успех этих компаний в России во многом связан с тем, что наиболее ходовые модели они собирают внутри страны. В будущем году они рассчитывают нарастить сборку в Росси. KIA собирается увеличить производство на базе калининградского "Автотора" и Ижевского завода. Renault объявил о том, что уставный капитал СП "Автофрамос" вырастет на 40 млн долл., необходимых для расширения текущей сборки машин и постановки новой модели, которую представят в 2005 году. Наконец, компания Hyundai объявила на этой неделе, что на конвейер ТагАЗа поставят модель Sonata. Из-за активности иностранных автопроизводителей в этом году АвтоВАЗу впервые пришлось подстраиваться под существующие тенденции, вкладываясь в производство перспективных моделей ? "Калина" и Opel Astra ? и увеличивая объемы производства СП "GM-AвтоВАЗ". "Российский рынок легковых автомобилей становится более цивилизованным, потому что условия на рынке сегодня диктует покупатель", ? сказала RBC daily Елена Сахнова, аналитик по транспорту ИК UFG. Если еще несколько лет назад условия на рынке диктовали отечественные производители, то в настоящий момент из-за резко возросшей конкуренции на рынке наблюдается обратная картина. "Покупатель сегодня может выбирать, и он все чаще делает выбор в пользу более качественных автомобилей", ? отмечает Александр Ко#вригин из "АСМ-Холдинга". В крупных городах дилеры иностранных производителей агрессивно завоевывают рынок новых машин. На руку "иностранцам" сыграли три обстоятельства. Во-первых, рост продаж иномарокофициальными дилерами был обеспечен повышением пошлин на подержанные автомобили. Во-вторых, российские банки в этом году стали активно рекламировать потребительское кредитование, в том числе и на автомобили. В ряде случаев иностранные компании даже дотируют льготные кредиты на свои автомобили (подобную политику, например, проводит Ford). Сегодня в сегменте до 15 тыс. долл. (до 50% новых машин) уходят в кредит. В-третьих, продавцы иномарок стали активно открывать дилерские центры в российских регионах, в частности Ford, "Автотор" (собирает KIA и BMW) и Hyundai (продвигает в регионах модель российской сборки Accent). По мнению опрошенных RBC daily экспертов, в 2004 году развитие российского авторынка будет определяться активностью иностранных производителей. "Автотор" (Калининград), "Форд Мотор Компани" (Ленинградская обл.), "Автофрамос" (Москва), ТагАЗ (Таганрог), "УзДэу" (Узбекистан) и СП "GM-АвтоВАЗ" (Тольятти), вместе взятые, увеличат производство более чем на 40 тыс. штук. За 9 месяцев 2003 года эти предприятия изготовили около 5% от общего производства легковых автомобилей в России. Тенденция роста производства иномарок на территории России сохранится, ведь и "Концепция развития российского автопрома" определяет сборку иномарок внутри страны как одно из основных направлений модернизации автомобилестроения. По мнению ряда экспертов, производство иномарок внутри России в следующем году составит 8?10% от общего объема, а к 2010 году превысит 40% от выпуска машин в РФ.
РИА РосБизнесКонсалтинг
|