2003-09-29 00:00:00
Законопроект со скучным названием "О приоритетах в предоставлении жилья и безвозмездных субсидий в 2004 году", подготовленный в мэрии, может стать самым увлекательным чтением для тех москвичей, кто еще верит в возможность получения бесплатной квартиры. Документ уже вызвал бурю эмоций при обсуждении. Председатель жилищной комиссии Мосгордумы Галина Хованская назвала его индульгенцией на "произвол и коррупцию чиновников" ("Известия" писали об этом 24.09.03 - "Страдания Петровны"). Авторы законопроекта в свою очередь уверены, что новые "приоритеты" куда более справедливы, чем те, что действуют в Москве сейчас, - во всяком случае они помогут сдвинуть с места застывшую очередь. О том, кто и когда сможет получить бесплатные квартиры, если заработает новый закон, начальник Управления жилищной политики Москвы Николай ФЕДОСЕЕВ рассказывает в интервью обозревателю "Известий" Виктории ВОЛОШИНОЙ. - Вот я читаю вашу справку. Сейчас на учете по улучшению жилищных условий (то есть в очереди) стоят 196 тысяч семей (657 тысяч человек). Из них - 868 семей (2890 человек) ждут ордера на квартиру с 1982 года, то есть больше 20 лет. Почему жилищная очередь в столице, где ежегодно вводится около 5 млн квадратных метров жилья, стоит на месте? - Во-первых, она медленно, но все-таки движется. А во-вторых, город, как и другие субъекты РФ, стал заложником многочисленных федеральных законов: о ветеранах, об инвалидах, о судьях, военнослужащих, прокурорах, милиции и так далее. Все эти законы устанавливают те или иные льготы на получение жилья - причем в первоочередном или внеочередном порядке. К примеру, в законе о статусе военнослужащих прописано, что при увольнении со службы местные власти обязаны обеспечить офицера жильем в течение трех месяцев. И таких льготных категорий у нас сегодня 59. Более 70 тысяч семей стоит на учете как льготники. А город имеет возможность в год предоставить 8 тысяч квартир. - Всего? - Не всего, а целых 8 тысяч. Для сравнения: в Санкт-Петербурге при очереди в 3#00 тысяч семей и при населении в два раза меньше очередь продвигается в год всего на 200-300 квартир. - Насколько я знаю, в Москве действует пропорция 30 на 70. То есть треть всего построенного жилья (деньгами или метрами, в данном случае не важно) инвесторы должны передавать городу под социальные нужды? - Да, это так. - Но это гораздо больше, чем 8 тысяч квартир (или 400 тыс. кв.м). Если в год вводят около 5 млн кв.м жилья, то под социальные нужды должно идти как минимум в три раза больше. - 8 тысяч квартир - это только для очередников. Остальное идет на переселение жителей из сносимых домов - это около 1 млн кв.м. Есть еще программа "Молодой семье - доступное жилье", по ней около 4 тыс. квартир мы планируем в этом году дать молодым очередникам. Но больше позволить себе пока не можем. И, конечно, когда пирог маленький, а желающих много, нужны разумные приоритеты. Вот мы и решили их пересмотреть. - Как я понимаю, прочитав законопроект, вы значительно расширили список льготников - их стало еще больше, чем в действующем сейчас. - Во-первых, мы просто попытались учесть все федеральные законы, чтобы избежать судебных исков. А во-вторых, и это самое главное, в чем мы хотим убедить депутатов, - ныне действующие приоритеты просто несправедливы. Квартиры получают не те, кто давно стоит в очереди, а тот, кто имеет больше льгот. Мы предлагаем учитывать не только льготы, но и - в первую очередь - время постановки на учет. Ведь это справедливо. Мы разбили общую очередь на три группы: очередники на общих основаниях (их 62%), первоочередники (37%) и внеочередники (около 1%). И эти 8 тысяч квартир мы предлагаем поделить примерно в тех же пропорциях: 60% пустить на общую очередь, 35% - на первоочередников и 5% на внеочередников. - То есть разделить одну очередь на три? - Да, и внутри каждой из них будет действовать один принцип: кто раньше встал, тот и жилье получит раньше. По-моему, это куда прозрачнее, чем сейчас, когда из общей очереди выхватывают льготников и почему-то#дают квартиру тем, кто встал на учет в 2000 году, а не тем, кто уже лет 20 ждет квартиру. - Кто окончательно решает, что квартиру надо дать Сидорову, а не Иванову? - Жилищные комиссии в районах, куда входят представители органов власти, депутатского корпуса, общественных организаций. Они рекомендуют дать Сидорову квартиру, руководствуясь законом, который мы сейчас с вами обсуждаем. Потом это рекомендательное решение подтверждает своим распоряжением глава управы или префектуры. При этом существует четкий и всем понятный критерий, почему квартиру дали Сидорову, а не Иванову, - дата постановки на учет. А сегодня очень трудно объяснить людям, почему квартиру получают очередники 2002 года, а 1982-1983 годов обеспечиваются по остаточному принципу; почему одни первоочередники в приоритетах на 2003 год есть, а другие - учителя, медики, одинокие матери, имеющие точно такие же права, - нет. - Люди получают бесплатное жилье и по закону имеют право его приватизировать. По оценкам специалистов, большая часть этого жилья в течение трех-пяти лет оказывается на вторичном рынке. Вам не кажется, что при таком подходе очередь никогда не сократится? - Моя личная точка зрения - с этим уже давно пора кончать. Но мы здесь бессильны. Есть федеральный закон о приватизации жилых помещений, который гласит: граждане, получившие жилье по договору социального найма, имеют право его бесплатно приватизировать. Хотя ни одно, даже самое богатое государство мира не делает своим гражданам таких подарков стоимостью в несколько десятков тысяч долларов. И вы правы - при таком подходе, сколько бы мы ни строили социального жилья, его всегда будем мало. Это самая настоящая профанация. Если мы даем, к примеру, ветерану войны, заслуженному человеку квартиру, это не значит, что мы делаем подарок его внукам. Мы пытались для очередников, имеющих доход более 6 тысяч рублей на человека, ввести договоры коммерческого найма жилья... - А в чем его отличие от договора социального найма? - По социальному найму #квартира передается в бессрочное пользование, по коммерческому - на 5 лет с правом пролонгации договора каждые пять лет и с оплатой коммунальных услуг в полном объеме. Без права бесплатной приватизации, как в договоре социального найма, зато с возможностью выкупа квартиры с рассрочкой платежа по инвентаризационной стоимости. То есть практически по себестоимости строительства. Понятно, что это гораздо справедливее - очередник квартиру получил и может в ней жить до самой смерти, но потом она перейдет не племяннику из Урюпинска, а другому очереднику. Если же на нее претендуют родственники, то они могут выкупить жилье по себестоимости, и мы эти деньги направим на других очередников. А сейчас у нас практически нет возвратного фонда. - В общем логично. - Да, но прокуратура нас остановила: дескать, законом это не предусмотрено. Есть и еще одна проблема, от которой страдают очередники, - федералы, установив льготы, не написали, что их можно использовать лишь единожды. В статье "Известий" от 24 сентября приведен пример семьи Богатыревых, которые квартиру, как ветераны, получили в 1986 году. В связи с рождением внуков у них снова ухудшились жилищные условия, и они опять претендуют на получение квартиры. Но в очереди стоят люди, которые ни разу квартиру не получали. Может, правильнее и законнее дать квартиру последним, а детям ветерана Богатырева посоветовать самим подумать, как обеспечить своих собственных детей местом для приготовления уроков, вместо того чтобы эксплуатировать льготу своего заслуженного дедушки? Мы пытались ограничить это право законом Москвы, но судебная коллегия Мосгорсуда по протесту прокуратуры отменила это постановление - как противоречащее федеральному законодательству. - Предположим, вы убедите депутатов в том, что ваши приоритеты справедливее ныне действующих. Как повлияет новый закон на очередь? - Мы подсчитали, что при новом подходе в 2004 году жилье получат внеочередники, вставшие на учет до 1996 года и частично в 96-м. Первоочередники - вста#вшие на учет до 1987 года. И москвичи из общей очереди - вставшие на учет в 1984 году и ранее. - Критикуя этот законопроект, глава депутатской комиссии по жилищной политике Галина Хованская пишет мэру, что вы не учли в проекте закона 10-летний ценз оседлости - положение, по которому встать в очередь и получить жилье имеют право лишь те, кто не менее 10 лет зарегистрирован в столице? - Здесь мы с Хованской союзники. И обязательно вставим эту статью в новый закон. Тем более что президиум Верховного суда подтвердил законность этого положения, которое долго оспаривали в суде правозащитники.
Общенациональная газета Известия.ru
|