2003-07-10 00:00:00
В этом году столичный рынок ремонтных услуг, по оценкам его участников, не сбавит прошлогодних темпов роста, которые составили 15-20% (многие тогда писали о начале "ремонтного бума"). Западные торговые сети, специализирующиеся на продаже стройматериалов, уже оценили перспективы российского рынка и начали открывать свои гипер- и просто супермаркеты в Москве. Несмотря на это, именно этот рынок по-прежнему является одним из самых "диких". Львиную долю строительных и отделочных материалов население приобретает на строительных рынках и ярмарках, ремонт же большинство граждан предпочитает либо делать самостоятельно, либо нанимать бригады таджиков и молдаван, которые возьмут недорого, но сделают так, что придется все начинать заново. Наиболее цивилизованный сегмент этого рынка ? ремонт очень дорогой и "дорогой не очень". Именно в этом сегменте работают практически все торговые сети, архитектурные и дизайн-студии. В специализирующихся на ремонте фирмах (на этом рынке, кстати, нет крупных игроков) утверждают, что начавшийся в прошлом году ремонтный бум в этом году, по закону превращения количества в качество, трансформировался в более высокие требования к качеству самого ремонта. Хотя практически все отмечают, что особого увеличения количества заказов по сравнению с прошлым годом не произошло. "Спрос на ремонт сейчас стабильно высокий, ? сказала RBC daily директор дизайн-студии "Автограф" Марина Пукемо. ? Причем сезонность, хотя все еще имеет некоторое значение, постепенно начинает оказывать на рынок все меньшее влияние. Это связано с тем, что современные строительные материалы позволяют заниматься ремонтом в любое время года, а не только летом. В принципе, можно говорить о том, что на этом рынке наступила некоторая стабилизация". По оценке одной из известных розничных сетей, специализирующейся на торговле стройматериалами, рынок растет последние годы на 15-20% в год. "На самом деле, очень сложно оценить то, что реально происходит сейчас на этом рынке, ? сказал RBC dailyп#редставитель розничной сети. ? Рынок ремонтных услуг находится в полудиком состоянии. Основной оборот приходится на строительные рынки, а там просто не у кого получить информацию, чтобы сделать хотя бы приблизительную оценку объемов продаж". Тем не менее, по некоторым данным, объем столичного рынка ремонтных услуг оценивается в 500 млн долларов в год. Так бурно развиваться рынку ремонтных услуг позволяет строительный комплекс столицы. "Наибольшее количество заказов мы получаем на ремонт в новостройках", ? сказал RBC daily сотрудник одной из ремонтных фирм. При этом участники рынка отмечают, что в этом году заказчики стали более требовательными к качеству ремонта. "Наши клиенты в основном заказывают качественный ремонт из дорогих материалов, ? говорит сотрудник ремонтной фирмы. ? Для этого требуются специально обученные специалисты, которые умеют работать с новыми материалами и новостройками. Потому что новые квартиры имеют свойство со временем изменять свои геометрические размеры, и это необходимо учитывать при ремонте". Более-менее качественный ремонт будет стоить от 100 долларов за квадратный метр. Менее качественный, но более дешевый может сделать бригада таджиков или молдаван. Эти берут по 2-3 доллара за квадратный метр обрабатываемой площади: поклеить обои стоит 2 доллара за квадратный метр, положить линолеум ? 3. Правда, велика вероятность, что ремонт потом придется делать второй раз. Объявления с содержанием "ремонт после ремонта украинскими или молдавскими рабочими" говорят о многом. Гарантий здесь никто не дает. Участники рынка утверждают, что население постепенно начинает это понимать и обращает свой взгляд на более квалифицированных, пусть и более дорогих, специалистов. Причем этот процесс начался со стройматериалов. "Люди все чаще предпочитают магазины рынкам, ? говорит представитель торговой сети. ? Наша сеть в принципе не торгует дешевыми отделочными материалами, и мы отмечаем постоянно растущий поток клиентов". Например, население предпочитает поку#пать качественные краски с гарантией на 25 лет ? то, что называется "покрасил и забыл". "Недорогие материалы приобретают в основном строительные фирмы, которые работают по казенным заказам, ? сказал RBC daily руководитель интернет-проекта "Материалы.ru" Дмитрий Карасев. ? Население же предпочитает либо качественные отечественные краски, либо импортные. Причем они по качеству в принципе одинаковые. Но у наших красок отсутствует стабильность в качестве ? они могут быть получше, могут быть похуже". Обращение населения к качественным отделочным материалам почувствовали и западные сети, которые начали выходить на столичный рынок. По данным участников рынка, гипер- и супермаркеты различных западных сетей будут открываться в Москве весь этот и будущий год. Уже открылся гипермаркет "Марткауф", на очереди целый ряд сетей. Привлекательность этого рынка во многом обусловлена его довольно высокой рентабельностью. Наиболее цивилизованным сегментом рынка ремонтных услуг является средне- и высокоценовой. На него ориентированы торговые сети и бутики строительных и отделочных материалов. В этом сегменте работают архитектурные и дизайн-студии. Здесь существует такое понятие, как дизайн-проект. Самый дешевый ремонт с дизайн-проектом обойдется в сумму от 210-250 долларов за квадратный метр. Это без учета материалов. С ними ремонт выливается в 800-1000 долларов за квадратный метр. Верхней границы этой суммы нет. Но в среднем стоимость ремонта получается сопоставимой со стоимостью квартиры. Здесь уже можно говорить о каком-то дизайне и стиле. "Сейчас дизайн-проекты стали заказывать для любых, даже однокомнатных квартир, ? говорит Марина Пукемо. ? Люди хотят жить в красивых квартирах. Причем наиболее популярен сейчас японский и восточный стиль". По словам г-жи Пукемо, квартиры в японском стиле в основном заказывают топ-менеджеры компаний и коммерческие директора. Они же выбирают более экологичные материалы для своих жилищ ? бумажные обои для стен, керамическую плитку, массивную доску ил#и пробковое покрытие для пола. Отдел экономики
РИА РосБизнесКонсалтинг
|