2001-09-26 00:00:00
В организованной Российской гильдией риэлторов и Международным фондом недвижимости международной конференции "Развитие рынка недвижимости. Мультилистинговые системы" приняло участие более 70 человек из 17 регионов России, а также из США, Украины, Белоруссии.
В обращении к участникам конференции президент РГР Виталий Вотолевский сказал, что мультилистинговые системы - непривычный для России инструмент рынка недвижимости, но западный опыт уже доказал их целесообразность и полезность в риэлторском бизнесе. Соответственно конференция должна была не только ознакомиться с опытом зарубежных коллег (подробнее об этом мы рассказали в ? 177 КДО), но и выработать для России собственную концепцию МЛС. И хотя специалисты в основном сходятся во мнении, что МЛС - это хорошо и выгодно для риэлторов, похоже, до создания единой всероссийской информационной системы по образу и подобию национальной мультилистинговой системы, существующей в США, путь неблизкий.
Но, как говорится, дорогу осилит идущий. По итогам работы конференции ее организаторы провели "круглый стол" и ведущий - вице-президент РГР Константин Апрелев предложил участникам поделиться своими соображениями о конференции и о том, что представители регионов предполагают в ближайшее время делать для развития информационных возможностей на местах, а также о том, как далеко то, что регионы могут в ближайшее время у себя создать, от того идеала, который был бы приемлем для профессионального сообщества.
Отношение к работе по созданию идеала у участников круглого стола неоднозначно. Один из членов санкт-петербургской делегации, кстати, самой представительной, посчитал, что некорректно ставить вопрос о некоей идеальной системе МЛС. Многообразие в подходах к ее созданию и различия в готовом продукте вызваны объективными различиями в состоянии рынка в разных регионах. Другое дело, что мультилистинговая система может быть адаптирована к конкретному рынку, на котором она используется.
Вообще #для питерцев, которые давно уже немало знали о калифорнийском опыте, многое не было новостью. А вот действительно актуальная задача - борьба за чистоту информации с целью поднять содержание баз данных на более высокий уровень. Речь идет о финансовой ответственности абонентов системы (агентств недвижимости) за то, что они оставляют в системе уже проданные или нереальные объекты.
Президент Новосибирской ассоциации риэлторов, руководитель комитета РГР по информационным технологиям Александр Орлов отметил, что при всем разнообразии подходов к созданию МЛС лидеры этого процесса идут параллельными направлениями, и есть точки соприкосновения (понятно, что рынок недвижимости - это целая Вселенная, где сходятся даже параллельные прямые). А значит, работа над идеалом не так уж бесперспективна. Надо полагать, вектор движения по параллельным направлениям у разных регионов совпадает.
Еще один представитель новосибирской ассоциации Павел Побережнюк сформулировал радующую его тенденцию: парадигма базы данных меняется на парадигму отношений между операторами на рынке недвижимости. Проще говоря, наиболее значимым становится не чистота базы данного конкретного агентства, а выработка определенных правил в отношениях между агентом и клиентом, между агентом продавца и агентом покупателя, наконец, в отношениях между агентствами - участниками этой информационной системы.
Наиболее оптимистично по отношению к перспективе создания идеальной системы МЛС настроен президент виртуального клуба риэлторов, президент Ульяновской гильдии риэлторов Александр Диков.
Идеальную мультилистинговую систему, конечно, можно построить, сказал он, если не забывать историю, не стараться забежать вперед и двигаться поэтапно. Первое и главное условие для риэлтора - качественное представление интересов продавца и покупателя, возможное только при наличии эксклюзивных договоров. Второе - налаживание взаимодействия агентов внутри фирмы, создание внутрифирменного стандарта.#И уже после того как отлажена работа внутри фирмы, следующим шагом будет объединение фирм и создание МЛС. Шаг этот продиктован необходимостью наиболее полно удовлетворять запросы клиентов, даже если они превышают возможности одной фирмы. На этом этапе очень важно добиться цивилизованного взаимодействия между фирмами и понять, что "мы прежде всего партнеры, а не конкуренты", сказал А.Диков. "Эксклюзивы, пришедшие в агентство реальные клиенты - вот наше главное богатство, а мы это богатство сразу раздариваем средствам массовой информации, чтобы они делали за нас нашу работу. Это неправильно, - заявил он, - Инструмент, позволяющий правильно этим богатством распорядиться - мультилистинговая система. Когда мы осознаем его ценность, мы будем очень цивилизованно работать со СМИ и госорганами".
Сергей Потапов, директор информационной системы "Центр" из Нижнего Новгорода, поддержал выступление коллеги: "Информация и цены - самое дорогое, то, для чего мы работаем. И не надо отдавать это на растерзание средствам массовой информации". Однако СМИ все-таки интенсивно используются для формирования общественного мнения - для чего-то, оказывается, и они годятся. Тем более что в ряде регионов газеты более востребованы риэлторами (как и их клиентами), чем электронные базы данных.
Одна из главных проблем для региональных рынков - не технологические и технические проблемы, которые вполне решаемы, а отсутствие практики работы по эксклюзивным договорам, а без этого любая МЛС превращается в мусорную свалку.
Президент Тверской ассоциации риэлторов и давний сторонник создания МЛС-систем Владимир Каминский с сожалением заметил, что говорить об этом в Твери пока рано по той же причине - почти нет эксклюзивных договоров. Таким образом, даже первый этап исторического пути к идеалу МЛС пока не везде пройден. Остаются еще проблемы взаимоотношений агентств недвижимости между собой, без решения которых тоже далеко продвинуться не удается.
В Москве с экск#люзивами дело обстоит несколько лучше, чем в других городах, тем не менее мультилистинговая система (межфирменный обмен информацией) здесь пока не стала действительно эффективным рыночным инструментом. Однако перспективы имеются, поскольку в столице более десятка информационных систем сегодня обслуживают риэлторские фирмы. Есть из чего выбирать, есть конкуренция, а значит, есть и развитие.
Правда, по мнению представителя Союза специалистов недвижимости Киева (Украина) Валерия Миколюка, в Москве МЛС нет потому, что МЛС "невозможна на сытый желудок". И везде проблема заключается в самих риэлторах, которые не хотят меняться и работать по-новому.
Константин Апрелев подытожил обсуждение таким образом: возможность создания прогрессивных информационных систем и МЛС есть, она зависит от состояния развития рынка и уровня профессионализма, от того, насколько способны профессиональные участники рынка ввести разделение функций в сделках и вообще совершать совместные сделки на достаточно высоком уровне доверия и взаимного уважения.
Понятно, что не может быть единых правил и предписаний по созданию самой лучшей системы для бизнеса в каждом регионе. Но не стоит пренебрегать опытом других, когда его можно использовать для построения эффективной системы. И не стоит расстраиваться, что мы не соответствуем идеальному образу МЛС, сказал вице-президент РГР, однако надо иметь в виду несколько принципиальных моментов, которые имело бы смысл изучить и воспринять, чтобы избежать тех ошибок, которые можно избежать.
Перспективы внедрения прогрессивных информационных систем зависят от готовности профессионалов, работающих на этом рынке, и от готовности самого рынка с точки зрения соответствия стандартам. Один из них - возможность работать с эксклюзивными договорами. Также необходимо обязательно создать единый для всех стандарт предоставления информации, который предполагал бы однозначное толкование используемых терминов. Еще один принципиальный моме#нт - все участники должны выполнять правила системы. Для этого желательно, чтобы такая система включала в себя как органы надзора за исполнением процедур и наказания за несоблюдения правил, так и органы для возможных разрешений конфликтных ситуаций. Естественно, должен соблюдаться принцип гарантированности оплаты заявленных комиссионных.
Что касается вопроса, должна ли быть мультилистинговая система открытой или закрытой, то, по мнению К.Апрелева, нет нужды на веки вечные делать ее закрытой. Но информация может быть доступна для всех клиентов-непрофессионалов настолько, насколько это им необходимо для принятия решения в отношении конкретного объекта, и содержать необходимые ссылки на профессионала.
"Конечно, прежде всего МЛС является системой обмена информации между профессионалами на рынке недвижимости на определенных условиях разделения участия в сделке. Но открытые системы будут развиваться, и нужно сделать так, чтобы эти системы работали на профессионалов, на увеличение их возможностей. И основная доля увеличения возможностей профессионалов здесь кроется в создании единых стандартов и увеличении оборота рынка.
Люди сегодня так редко меняют жилье потому, что они не понимают и боятся этого рынка, не знают его деталей, не уверены в профессионалах. И рынок до сих пор, к сожалению, не обладает финансовым инструментом, который делал бы его доступным для всех людей, желающих сменить жилье. Колоссальную революцию претерпят информационные системы после того как доступность недвижимости резко повысится", - заключил он.
Ежедневная газета "Квартира, Дача, Офис"
|