2003-05-29 00:00:00
В апреле-мае ведущие застройщики объявили о новых планах по возведению элитного жилья. Как и прежде, главные их силы будут сконцентрированы на "Золотой миле". Однако строители просят считать элитными еще несколько адресов. По расчетам некоторых экспертов, сегодня в Москве спрос на элитное жилье превышает предложение на 25-30 процентов. Самыми перспективными районами для вложения денег по-прежнему остается зона, называемая "Золотой милей". Это Остоженка, Пречистенка, арбатские переулки. Все большую популярность завоевывают Патриаршие пруды. Однако на всех перечисленных площадках практически не осталось земли для застройки. Примерно в 2004-2005 годах строительство тут прекратится. Как же в таком случае будет удовлетворен спрос на элитное жилье? В кулуарах завершившейся выставки Realtex девелоперы говорили о том, что уже через год им предстоит грандиозная работа: начать массированную рекламную и пиаровскую акцию по позиционированию новых элитных районов Москвы. Некоторые площадки действительно имеют неплохие характеристики. Клубных домов, конечно, они не достойны, но жилья того класса, который оценивается сегодня в 3-4 тыс. долларов за метр - вполне. И если юго-запад уже лет пять позиционируется как "уникальное место", то району Красной Пресни и Улице 1905 года только предстоит такими стать. Главный аргумент в пользу такого выбора - находящийся по соседству "Москва-Сити". Привлекательнее для покупателей станут и районы Дорогомилово, Фили-Давыдково и Филевский парк. Главное их достоинство - близость к правительственной трассе (Кутузовский проспект и Рублевское шоссе). Еще один район, обладающий большим потенциалом, расположен в окрестностях станций метро "Комсомольская" и "Курская". Сейчас эти земли, находящиеся в непосредственной близости от вокзалов и промышленных зон, не представляют особого интереса для застройщиков и являются самыми дешевыми в ЦАО. Однако после вывода промышленных зданий из этого района#его престижность сразу резко вырастет. Жилье, близкое к стоимости нижней границы "элиты" (2,5-3 тыс. долларов), с большой долей вероятности будет через 3-4 года располагаться в районах Сокол, Аэропорт, Беговой, Войковский и Тимирязевский. Неоднозначную оценку получил район Хорошево-Мневники. Ряд девелоперов считает, что за ним неплохое будущее, другие - что близость промзон, плохая геология, неоднородный социальный состав препятствуют вхождению района в разряд элитных. Можно сомневаться в будущей стоимости домов из разряда "нижней элиты", но существует уверенность, что без новых районов этому сегменту рынка жилой недвижимости не обойтись. Вопрос в том, как быстро закончится "престижная земля" вдоль Бульварного кольца и как быстро девелоперы переключатся на другие площадки. И еще одно условие. Девелоперам придется увеличивать рекламные бюджеты. Если сегодня они в среднем тратят на нее до 3% от оборота, то ведущие застройщики - до 5 процентов. И это не предел. В Европе и США компании выделяют на рекламу в среднем 6-7% от оборота.
Ежедневная газета "Квартира, Дача, Офис"
|