2003-03-14 00:00:00
Вице-мэр Москвы Валерий Шанцев объявил о том, что приоритетом городской программы развития торговли станет создание небольших магазинов в жилых районах. Выступая вчера на конференции ММБА "Московская торговля: взгляд в будущее" он посетовал, что "все хотят разместить свой торговый центр рядом с оживленными площадями и станциями метро", а надо строить небольшие магазины прямо рядом с жилыми домами. Они должны восполнить вакуум, который образовался после приватизации советских магазинов, в результате которой большинство торговых точек сменило свой профиль. Уже через три года в каждом административном округе должно появиться по 100 небольших магазинов "в пяти минутах ходьбы". По плану мэрии, они составят достойную конкуренцию крупным торговым центрам, которые расположены слишком далеко от большинства жилых домов. После приватизации в первой половине 90-х годов магазины были обязаны какое-то время сохранять прежнюю специализацию, однако сейчас все сроки вышли, и большинство из них перепрофилировались. Бывшие овощные магазины теперь торгуют сантехникой или стали кафе и ресторанами, а продукты жители соседних домов покупают по дороге с работы или в выходные в торговых центрах и на рынках. Столичные власти хотят вернуть советскую систему, когда в каждом микрорайоне было несколько магазинов, торгующих продуктами питания и выпечкой. Видимо, последней каплей, переполнившей чашу терпения, стало недавнее закрытие старейшего магазина "Дары моря" на Тверской улице. "Куда делась Филипповская булочная, где "Дары Моря"?" - вопрошал ритейлеров Валерий Шанцев. Не получив ответа на свой вопрос, вице-мэр, правда, успокоил собравшихся, пообещав что не будет насильно возрождать продмаги. "Мы создадим новую систему", - заявил г-н Шанцев. Острая потребность в таких магазинах возникает и в связи с ликвидацией оптовых продуктовых рынков. Контейнерные рынки будут закрывать, а их арендаторам предлагают либо перейти работать в торговые центры и магазины, либо закрыть бизнес. Работать как пре#жде будут только рынки, торгующие сельхозпродукцией, и специальные рынки, а торговлю продовольствием столичные власти перенесут как раз в "магазины рядом с домом". "Мы сохраним только колхозные (их перестроят в современные рыночные комплексы) и специализированные рынки, торгующие техникой, автозапчастями, рассадой и т.д. Кроме того, в каждом административном округе сохранится по одной барахолке ? мы не отказываемся от этой формы торговли", - пообещал на конференции Владимир Малышков, министр столичного правительства, руководящий департаментом потребительского рынка и услуг. Застрельщиком проекта "магазинов возле дома" выступила дешевая торговая сеть "Утконос" - именно ее торговые точки первыми появятся в Южном округе, и этот пример вдохновил столичное правительство сделать городскую программу. Компания уже строит собственный распределительный центр, который будет снабжать продуктами ее магазины. Кроме нее, интерес к новой столичной программе проявляют такие компании, как "Пятерочка" и "Перекресток". Столичные власти согласны с тем, что небольшими магазинами должны управлять действующие и новые сетевые компании. "Работать с одним магазином будет невыгодно, имеет смысл владеть 10 точками, тогда можно заработать", - проинструктировал инвесторов Владимир Малышков. По предварительным оценкам, одна торговая точка обойдется инвестору в 200 - 400 тысяч долларов, а создание рентабельной сети мини-магазинов в 3 - 5 млн долларов. Определять места для небольших магазинов будут городские префектуры: в течение года в каждом округе должны подобрать около 100 точек площадью от 500 до 1500 квадратных метров. Под торговлю будут отдавать первые этажи жилых домов (там, где они не входят в жилой фонд) и пристройки. Инвесторам также разрешат строить новые отдельно стоящие торговые точки. До конца года в Южном административном округе появится около 20 подобных магазинов ? это пилотные проекты, которые определят судьбу всей идеи с магазинами возле дома. Судя потому, что поиск торговых м#ест уже начали префекты Северо-Восточного и Юго-Западного округов, никто уже не сомневается в успехе затеи. Для того чтобы новые магазины появлялись как можно быстрее, Валерий Шанцев пообещал бороться с торговой бюрократией. По его данным, сейчас в городском правительстве лежит инвестиционных предложений на 3 млрд долларов, но инвесторы не могут приступить к работе, потому что им трудно получить 140 подписей и согласований. Отдельный разнос Шанцев обещал устроить регистрационным органам, которые затягивают на год процесс перевода недвижимости из жилого фонда в нежилой (это актуально для размещения магазинов на первых этажах жилых домов). Информацию о том, как надо исправить работу регистраторов, он хочет получить из первых рук. Сегодня вице-мэр обсуждал этот вопрос с московскими чиновниками, а на днях собирается встретиться с председателем правления компании риэлторской компании "МИЭЛЬ" Дмитрием Лебедевым. Если эти обещания будут выполнены, то всего через три года в Москве должно будет работать около тысячи магазинов "за углом". Они заменят оптовые рынки и киоски, от которых город окончательно избавится через несколько лет. В департаменте г-на Малышкова считают, что новый класс магазинов позволит городу привлечь несколько миллиардов долларов инвестиций и доходов в виде арендных платежей. Кроме того, для организации поставок товара в эти торговые точки инвесторам придется построить распределительные центры и склады, которых сегодня не хватает городу. Но главное - возникнет новая группа торговых компаний - операторов небольших магазинов. Цены в них будут на уровне супермаркетов, но они отвоюют определенную долю рынка за счет близости к дому своих покупателей. Чтобы сохранить клиентов, крупным торговым центрам придется снижать цены и арендные ставки для субарендаторов, а это давняя мечта столичного правительства, которая, кажется, скоро начнет сбываться.
РИА РосБизнесКонсалтинг
|