2003-02-19 00:00:00
В четверг инвестиционный фонд "США-Россия" собирается официально заявить о своем проекте создания в стране сети отелей экономкласса. Партнером фонда выступит международный гостиничный оператор Radisson SAS Hotels & Resorts. По неофициальным данным, участники проекта планируют построить за четыре года в России восемь гостиниц, в том числе три из них - в столице. О схожих намерениях заявили в последнее время еще несколько инвесторов. Правда, как сказали РБК в Отделе гостиничного хозяйства при правительстве Москвы, строительство дешевых отелей в Москве ? проект практически неосуществимый. "Если дешевые отели и могут оправдать себя, - полагает сотрудник отдела, - то лишь в случае, если они построены за пределами МКАД". Поэтому, скорее всего, столичные туристы дешевых отелей так и не дождутся. Зато для желающих поселиться в Подмосковье в скором времени будет построен новый торгово-гостиничный комплекс. Действительно, Москве не хватает недорогих туристических отелей со средней стоимостью номера в пределах 75-100 долларов. Из 170-ти гостиниц, которые функционируют сейчас в городе (общей вместимостью около 64 000 мест) большую часть потока туристов "принимают на себя" десяток крупнейших отелей класса четыре и пять звезд. Такое положение дел, по мнению участников рынка, тормозит развитие столичного туризма. Даже те городские гостиницы, которые имеют "трехзвездочный" статус, в большинстве своем не отвечают международным стандартам. Поэтому туроператоры вынуждены селить своих клиентов в более дорогих комплексах, а это ощутимо повышает стоимость путевок и, в итоге, сужает спектр потенциальных московских туристов. Участники рынка считают, что нежелание инвесторов вкладывать деньги в строительство "экономных" отелей объясняется, прежде всего, их низкой, по сравнению с отелями более высокого класса, окупаемостью. "Расходы на строительство хороших трехзвездочных отелей вполне сопоставимы с расходами на возведение более престижных комплексов, - сказала РБК один из менеджеровотеля#"Аэростар" Алевтина Чернорукова. - Ведь нельзя построить приличный туристический отель даже категории "три звезды" очень дешево. Все равно придется поставить приличную сантехнику, мебель и т.д. Зато окупаются дорогие отелей за счет разницы в ценах гораздо быстрее, чем экономичные". Действительно, по данным ассоциации "Университет гостиничного, туристического и ресторанного бизнеса", средний показатель дохода дорогих отелей, расположенных в российской столице, в прошлом году был в среднем на 100% выше, чем доходы более дешевых гостиниц, удаленных от центра города. Кроме того, сотрудники Отдела гостиничного хозяйства считают, что основная проблема, с которой сталкиваются желающие построить в Москве отель - это нехватка земельных участков. "На данный момент, - сказал РБК сотрудник отдела, - у нас нет ни одного свободного земельного участка. Правительство куда охотнее дает разрешения на строительство жилого фонда, нежели таких объектов, как гостиницы. Ведь жилье окупается практически сразу, особенно в пределах "золотой мили". Подрядчик еще только заложил фундамент, а квартиры уже раскупили. Гостиницы же окупаются как минимум 5-7 лет". Правда, у тех компаний, которые заранее позаботились об аренде участка в столице, есть шанс снабдить столицу "экономичными" гостиницами. Так, компания "Система-Галс", входящая в группу АФК "Система", планирует в течение ближайших двух лет построить на месте бывшей гостиницы "Урал" офисно-гостиничный комплекс. Правда, как рассказали РБК в Отделе гостиничного хозяйства, довольно типична ситуация, когда отель строится как недорогой, а в итоге затраты на строительство оказываются столь высоки, что инвесторы решают сделать его четырех- или пятизвездочным. "Например, - рассказывает РБК сотрудник отдела, - была идея построить в Москве сеть хотелей ? недорогого "студенческого" жилья. Под эти проекты инвесторы брали участки, а в итоге затраты оказывались столь высоки, что они заявляли нам, что, мол, ничего не получилось, мы вынужденыповысить кла#сс отеля, иначе мы не окупим проект. А здание-то уже стоит, и снести его нельзя". Словом, чиновники не очень-то верят в реальную возможность застроить столицу сетью недорогих отелей. Средняя стоимость строительства московского отеля, без учета неофициальных затрат на получение участка, технико-экономического обоснования и прочее, составляет около 1500-2000 долларов за квадратный метр. В свете этих цифр желание инвесторов после окончания строительства повысить класс отеля и побыстрее вернуть свои деньги, вполне понятно. К тому же чиновники хоть и признают существенный дефицит недорогих отелей в городе, одновременно считают, что отели в столице в принципе не могут быть дешевыми. "Номер в отеле с видом на Кремль не может стоить 100 долларов, - говорит один из работников отдела в столичном правительстве. - А дешевые гостиницы с одним туалетом на весь этаж столице не нужны, они лишь испортят ее имидж. Претензии туроператоров в этом плане явно завышенные. Именно они, как ни странно, диктуют свои условия отелям, а такого быть не должно. Их желание получить дешевый номер, но поближе к центру, чтобы не нужно было тратиться на транспортировку туристов, вполне понятны, но совершенно нереальны". Таким образом, Москва еще не скоро дождется дешевых отелей. Зато в Подмосковье, похоже, разворачивается целая программа строительства недорогих гостиничных комплексов. На заседании Правительства Московской области, состоявшемся в начале февраля, была обнародована программа строительства торгово-гостиничных комплексов на ближайшие три года. Через восемь месяцев на 24-м км МКАД должен появиться первый такой комплекс, общей площадью более 4,5 га. Реализовывать проект доверено ООО "Снабпромгарант", которая планирует вложить свыше 8 млн долларов. Как сообщили РБК в пресс-службе губернатора Подмосковья, гостиничный комплекс, общей площадью 16 000 кв.м. будет оборудован по международным стандартам. В том числе, планируется оснастить его стоянкой на 500 автомобилей ? скорее всего для того, ч#тобы гости столицы из зарубежья могли без проблем добираться до Белокаменной. Планы подмосковного строительства недорогих отелей выглядят куда более реалистично, нежели намерения инвесторов реализовать такие проекты в черте города. По мнению сотрудников Отдела гостиничного хозяйства, строить недорогие отели за пределами мегаполиса является наиболее оправданным с экономической точки зрения. "Еще в советские годы, - говорит сотрудник отдела московского правительства, - большинство крупных гостиничных комплексов строились за пределами окружной дороги. И это оправданная тактика. Земля в Подмосковье дешевле, значит, и себестоимость строительства будет ниже. Тут и владельцы останутся довольны, и туристы получат хорошие "экономичные" отели".
РИА РосБизнесКонсалтинг
|