2003-02-12 00:00:00
Реформа ЖКХ не дает результатов, на которые рассчитывали ее разработчики, и нуждается в срочной корректировке. Об этом заявил премьер-министр РФ Михаил Касьянов, выступая в рамках "правительственного часа" перед депутатами Госдумы. По его словам, в большинстве регионов сделали акцент лишь на одном из аспектов реформы, а именно повышении тарифов для населения. С начала отопительного сезона средний рост цен на услуги ЖКХ составил 8,3%, а в некоторых регионах достиг 14%. Дальнейший рост является совершенно необоснованным, так как сейчас в большинстве регионов расходы на функционирование ЖКХ покрываются за счет населения "более чем на 100 процентов". Как выразился премьер, "никто не должен платить больше, чем реально потребляет". Тем более что не только население, но и правительство финансирует ЖКХ. Регионам на соответствующие нужды было направлено 34 млрд руб., не считая 10 млрд на финансирование льгот. Видимое противоречие в цифрах и фактах, приведенных Касьяновым (в том, что "проблемная" отрасль довольно хорошо финансируется сразу из двух источников), объяснимо. ЖКХ недаром называют "черной дырой", которая поглощает средства при все сокращающейся отдаче. В качестве примера Касьянов указал на постоянный рост ЧП, особенно в системах теплоснабжения, только за два года увеличившихся со 175 до 222. Другие правительственные чиновники говорят о резком падении КПД котельных и возросших потерях тепла в изношенных более чем на 60% сетях. Еще полтора года назад, обсуждая эту тему на Госсовете, президент Владимир Путин говорил о том, что "медлить с реформой ЖКХ нельзя, иначе мы загоним энергетические отрасли". И хотя президент оговаривался, что нельзя перекладывать всю тяжесть реформы на плечи населения, получалось, что именно рядовым россиянам придется более всех терпеть от очередной грандиозной затеи. Ведь именно простым гражданам предстояло, по мысли реформаторов, обеспечить "полный хозрасчет" ЖКХ за счет 100-процентной оплаты его услуг. Первые попытки такого рода предпри#няло еще правительство Гайдара, а "Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ", утвержденная указом президента Ельцина в 1997 г., предполагала переход на такую оплату в 2003 г. Подготовленная при участии МЭРТ, а также Госстроя "Стратегия развития жилищной реформы в 2001?2005 гг. и на долгосрочную перспективу" несколько растягивала эти сроки, но основной принцип оставался неизменным. До середины прошлого года, когда вдруг разработчики и кураторы реформы ЖКХ стали открещиваться от цифры 100%. Даже главный правительственный либерал Герман Греф вынужден был заявить, что соответствующий тезис "вреден и не может быть реализован при нынешнем уровне доходов населения". С одной стороны, корректировка правительственного курса была связана с изменением экономической ситуации и новыми расчетами. Так, представители многих регионов убеждали, что 100%-ую оплату население никак не потянет, так как на практике она означала бы повышение тарифов в 4-5 раз. Но еще большее впечатление произвели угрозы левых политиков, пугавших "бурей народного гнева" и отставкой правительства. И чем ближе выборы в Госдуму, тем такие угрозы и реакция на них становились серьезнее. В итоге и Владимир Путин на встрече с членами кабинета назвал полную оплату услуг ЖКХ "не главным" направлением реформы, что на деле означает одно: во всяком случае, на ближайший год о соответствующем пункте придется забыть. Михаил Касьянов, говоря о недопустимости роста тарифов, таким образом, предстал в роли защитника народа от произвола местных властей. Что касается самой реформы "коммуналки", то в ней премьер предложил сосредоточиться на других вопросах. На создании "конкурентной среды" в ЖКХ, на разработке стимулов, подталкивающих регионы к проведению преобразований, на контроле тепло- и водоснабжения. По его словам, по самым примерным подсчетам реформа обойдется в огромную сумму - 300 млрд руб., но зато обеспечит "устойчивый рост экономики и социальную стабильность в обществе". Правда, как оговорился Касьянов#, любые финансовые вливания "уйдут в песок", если останется законсервированной старая модель ЖКХ. Оговорка весьма существенная, поскольку основу этой старой модели составляет как раз дотационность системы, стало быть, от дотаций придется уходить, а как это возможно без роста тарифов, непонятно. Впрочем, и названная Касьяновым цена реформы также далеко не окончательна. Депутаты Госдумы оперируют цифрами не в 300, а в 600 млрд руб., а на недавней коллегии Госстроя и ее увеличивали раз в 5 (с учетом необходимости модернизации, а то и полной реконструкции жилфонда). Понятно, что государство такую ношу не осилит, а на население слишком давить нельзя. Над тем, как выходить из создавшегося тупика, премьер предлагает законодателям думать вместе. Во всяком случае, поправки в закон "Об основах федеральной жилищной политики" (прошедшие первое чтение в нижней палате) в ближайшее время могут подвергнуться некоторым изменениям. В какую сторону они будут направлены - в сторону действительного продвижения реформы или на сдерживание "народного негодования", - покажет новая дискуссия в Госдуме.
РИА РосБизнесКонсалтинг
|