2004-11-24 00:00:00
Война шабашникам Крупная ростовская строительная компания собирается занять лидирующие позиции на рынке жилищных ремонтов, где традиционно правят бал бригады самодеятельных строителей без образования юридического лица, именуемые в народе шабашниками. Ростовский предприниматель Валерий Мазанов известен широкой ростовской публике благодаря активному продвижению торговой марки "Окна Мазанова". Реализация этого проекта побудила г-на Мазанова предложить рынку очередной массовый проект - "Ремонты Мазанова". К концу следующего года предприниматель рассчитывает получить примерно треть розничного рынка ремонтов. Кто хотя бы раз делал в доме ремонт, тот знает и даже с закрытыми глазами может описать людей, которые называются шабашниками. По телефону они лениво интересуются объемами работ, нередко говорят о своей чрезвычайной занятости, потом приходят, нехотя осматривают ваши стены и потолок, вздыхают, чешутся и наконец - о счастье! - берутся за работу. Потом вдруг исчезают на неделю или месяц - аврал на другом объекте, - а когда наступает момент расчета, могут вдруг объявить, что цены на какие-то там материалы выросли и вообще они-де не учли сложность заказа. Поэтому для многих ремонт - это стресс. Валерий Мазанов решил поставить этот бизнес с головы на ноги. Он считает, что сможет предложить потребителю простой и понятный набор качественных услуг, связанных с ремонтом жилья. До недавних пор бизнес предпринимателя был связан в основном с крупными строительными заказами, такими как реставрация Новочеркасского Войскового собора, проектирование международного таможенно-пограничного терминала в Новошахтинске, возведение хранилища радиоактивных отходов Смоленской АЭС и т. п. Их реализацией занималось несколько специализированных компаний, принадлежащих предпринимателю и объединенных под маркой ассоциации "Ростовский строительный дом". В начале нынешнего года эти компании стали действовать под новой объединенной маркой - "Строительные компании Мазанова". Поскольку для Ростова#персональные торговые марки пока что редкость, рекламная кампания "Окна Мазанова" оказалась одной из самых заметных в этом году. Десять лет назад на слуху были "Садчиков" и, например, "Горшков и К", однако с тех пор ставить свое имя на кон рисковали немногие. И этот ход сработал. - Проект "Окна Мазанова" стал приносить прибыль примерно через четыре месяца после запуска, - рассказывает гендиректор "Завода металлопластиковых конструкций - М" Анжела Каримова. - Думаю, наша доля на рынке окон сейчас примерно 35%. В целом же объем местного рынка окон в компании оценили примерно в 600 тыс. квадратных метров в год. Ежедневно бригады компании выполняют несколько десятков монтажей окон. Всего на "оконном направлении" работает примерно 120 человек. Ставка на розничного клиента заставила компанию уделить особое внимание кадровой работе. По словам Анжелы Каримовой, пришлось прибегать и к жестким мерам. Как-то в офис компании пришла пожилая женщина. Продавец не предложил ей присесть, в то время как сам, уютно устроившись в кресле, растолковывал посетительнице казавшиеся ему очевидными вещи. Свидетелем этой сцены стал руководитель. Объясняя ситуацию, сотрудник привел аргумент: "Такая посетительница вряд ли что-то купит", - и был уволен. В январе "Строительные компании Мазанова" планируют запустить новый проект - "Ремонты Мазанова". В новом проекте пригодится опыт разных направлений бизнеса - и навыки, полученные в реставрационных работах, и опыт вывода на рынок товара, рассчитанного на массового клиента. - Мы хотим сделать такую же известную марку, как "Окна Мазанова", - говорит Анжела Каримова. - Услуги стандартны. Будет приезжать бригада и приводить в порядок стены, потолок, окна, двери. Мы не претендуем на нишу специализированных услуг. Это будут ремонты, доступные многим. Номенклатура материалов по проекту "Ремонты Мазанова" составляет примерно две тысячи наименований. Когда клиент определится с выбором, а представитель компании оценит сложность работ, можно будет рас#считать стоимость ремонта. По словам Анжелы Каримовой, цена нового товара - ремонта - от 20 тыс. рублей. Срок исполнения заказа - от 3 до 10 дней. Реализацией проекта будут заниматься двадцать строительных бригад, в каждой - пять человек. Костяк специалистов уже проявил себя в реставрационных работах. По словам Анжелы Каримовой, новый проект в компании рассчитывают окупить примерно через год. Единовременные затраты на реализацию задуманного составляют примерно $ 500-600 тыс. Уже через год в компании рассчитывают получить примерно треть розничного рынка ремонтов. Учитывая, что серьезных конкурентов проекту на рынке почти нет, такие намерения выглядят вполне жизнеспособными. Хотя беспроблемным этот вид бизнеса не назовешь. Во-первых, представления о качественном ремонте у каждого свои, и поэтому это одна из самых конфликтных сфер услуг. С другой стороны, невысокое качество работы шабашников имеет соответствующую цену, а сколько процентов потребителей захочет переплачивать за услуги известной компании - это вопрос, на который и попытается дать ответ г-н Мазанов. Посчитать, сколько компаний в Ростове занимается ремонтами, очень сложно. Только в одной из рекламных газет корреспондент N нашел более 20 таких предложений. Маляры, штукатуры, сантехники - найти работника можно, вот только кто даст гарантию, что, взяв задаток, он не пропадет на неопределенное время. Кроме того, уверенности в качестве выполнения работ у заказчика тоже, как правило, нет. Компаний же, которые могут гарантировать стабильное исполнение заказа, имеют хотя бы постоянные адрес, телефон, возможно, сайт в Интернете, немного. Приход на рынок нового игрока они расценивают как плюс для своего бизнеса. - Сейчас ремонтами занимаются в основном шабашники. Фирм как таковых немного, - говорит директор компании "Ремком" Сергей Мирошниченко. - Спрос на услуги огромный, мы почти не даем рекламы и постоянно обеспечены заказами. Если на рынке будут появляться серьезные компании, нам только лучше. Появится другое#отношение к ремонту, другой подход. Ремонт часто называют испытанием на прочность для тех, кто его затеял. Став более доступными и удобными, эти услуги могут серьезно изменить лицо этого рынка. Если проект Мазанова окажется успешным, то за последователями дело не станет. А это значит, что слово "шабашник" вполне может через какое-то время стать в Ростове архаизмом.
Евгения Петрова Город N
RostovEstate
|