2004-10-28 00:00:00
Стоимость реформы ЖКХ оценивается в 1,5 трлн. руб., которые необходимо потратить в течение пяти лет. Понятно, что изыскать такую сумму в бюджете страны невозможно. ЖКХ - это перспективный рынок, нуждающийся в мощных финансовых вливаниях, причем в короткие сроки. Здесь налицо сочетание интересов бизнеса и власти. Бизнес проявляет свою заинтересованность. На этом рынке уже активно работают структуры "Газпрома", сформированные на базе "Межрегионгаза" региональные тепловые компании, ОАО "Российские коммунальные системы", созданные РАО "ЕЭС России" и рядом крупных российских холдингов ("Газпромбанк", "Интеррос", "Кузбассразрезуголь", "Ренова", "ЕвразХолдинг", "Еврофинанс"). Активно начинают действовать средний и малый бизнес. Банковский сектор также заинтересован в кредитовании жилищно-коммунального хозяйства. Одной из основных задач перевода ЖКХ на работу в рыночных условиях является создание условий для того, чтобы отрасль стала инвестиционно-привлекательной. Однако до сих пор коренного перелома ситуации с привлечением инвестиций в сектор не произошло. Для решения этого вопроса необходимо финансовое оздоровление отрасли. Решению этой задачи должно помочь принятие разрабатываемого в настоящее время Минпромэнерго проекта закона "О финансовом оздоровлении организаций ЖКК". Основная цель данного закона - осуществление мер по финансовому оздоровлению без применения процедур банкротства. Второе - создание условий, стимулирующих появление эффективного собственника. Из имеющихся 52 тыс. предприятий ЖКХ более 30 тыс. остаются неприватизированными. Институт хозяйственного ведения применительно к ЖКХ показал свою неэффективность. Помочь решению данного вопроса должно принятие закона "Об особенностях оборота имущества коммунальной сферы". Третье - тарифное регулирование. Необходимо чтобы органы, осуществляющие тарифное регулирование на уровне субъекта федерации (РЭК), стали действительно независимыми экспертными организациями, которые бы#устанавливали тарифы на уровне экономически обоснованных расчетов. Способствовать решению данного вопроса должен закон "Об общих принципах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Наиболее успешно идет проникновение на рынок жилищно-коммунальных услуг малого бизнеса, работающего по заказу муниципальных образований, в основном на уборочных и ремонтных работах. Есть примеры успешной деятельности средних предприятий, главным образом, в сфере теплоснабжения небольших городов и поселков. Но подъем отрасли невозможен без масштабного вхождения в нее бизнеса, причем и в те объекты, которые являются инфраструктурными. Механизм решения этого вопроса - частно-государственное партнерство. Оно предусматривает передачу инфраструктурных объектов в управление бизнесу в обмен на получение им в течение определенного, достаточно длительного времени, дохода от управления. Переход объектов ЖКХ под управление бизнеса поможет воплотить в жизнь более экономные и технологичные способы работы систем. Один лишь переход на энергосберегающие технологии и внедрение современных технических решений позволит не только сделать отрасль прибыльной, но и обойтись без повышения тарифов для населения и даже в некоторых случаях снизить их.
ABNews.ru
|