2001-08-21 00:00:00
Примечательную фразу произнес руководитель департамента инвестиционной политики строительства Москвы Леонид Краснянский: "Каждый строящийся дом кому-то мешает". Слова эти были сказаны журналистам, собравшимся в зале заседаний ДИПС для того, чтобы вместе с руководителями департамента разобраться в очередном громком скандале вокруг одной из московских строек.
Стройки, кстати, уже нет - жилой двадцатидвухэтажный панельный дом номер 18 по Осенней улице сдан госкомиссии и сейчас идет процесс оформления квартир в собственность новых владельцев. А конфликт вокруг этого дома есть, да такой, какого еще не припомнят столичные строители. Четырнадцатого августа в эфире REN TV председатель общегородского совета по защите прав граждан при градостроительстве Рустам Махмудов во всеуслышание заявил, что дом на Осенней улице был построен незаконно и поэтому должен быть снесен. А в качестве подтверждения серьезности своих слов предъявил соответствующее исковое заявление, направленное прокуратурой в Арбитражный суд.
Чтобы читателям КДО, не видевшим телепрограмму с участием Махмудова, было ясно, откуда возник такой серьезный конфликт, расскажу предысторию вопроса. В июне 1999 года Правительство Москвы приняло Постановление ?580 о строительстве интересующего нас дома. В нем четко указывается, для кого и зачем будет вестись строительство - "в целях реализации программы реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда на территории Западного административного округа". Постановлением определено, что сорок процентов жилой площади будет безвозмездно передано префектуре Западного округа для переселения жителей пятиэтажек, а остальная площадь пойдет на коммерческую продажу. Были названы инвестор строительства, которым стал ДИПС, и заказчик - ГУП "Мосжилкомплекс".
После выхода постановления полгода ушло на проектные работы и согласования. Проект прошел все необходимые экспертизы, и в начале 2000 года строители вышли на площадку. В соответствии с законом жители Крылатского были оповещены #о строительстве - 25 мая состоялась встреча жителей района с представителями префектуры, на которой был представлен проект дома и даны все необходимые разъяснения. Казалось, все идет гладко, однако далеко не все жители соседних домов оказались в восторге от перспективы соседства с новым домом.
Весной 2000 года состоялось первое знакомство строителей с беспокойным г-ном Махмудовым. По требованию его комитета было сделано три дополнительных экспертных заключения, каждое из которых подтвердило точное соблюдение всех строительных норм. В сентябре прошлого года Р.Махмудов навестил и Мосгосэкспертизу, где ему пошли навстречу и познакомили со всей проектной документацией, чего в принципе делать были не обязаны. Так как поводов для обращения в суд не было, председатель общегородского совета взял тайм-аут, чтобы сейчас, когда дом уже построен, вновь перейти к активным действиям. Теперь требования беспрецедентны: снести построенный дом, квартиры которого уже практически стали частной собственностью.
И вот, наконец, пресс-брифинг. Увы, ни сам Р.Махмудов, приглашенный к участию, ни представители REN TV так и не появились в здании ДИПС. Так что конкретные причины, по которым строительство дома должно быть признано незаконным, не прозвучали. Не смогли внести ясности и обычно все знающие журналисты, а единственную версию выдвинул руководитель ГУП "Мосжилкомплекс" Роберт Квачадзе: строящийся дом закрыл вид на лес из окон Махмудова. Других правдоподобных объяснений собравшиеся найти не смогли.
Принципиальный вопрос: а действительно ли прокуратура, рассмотрев заявление Махмудова, подала иск в арбитражный суд? Именно этот аргумент превращает утверждение о незаконности строительства из словоблудия в точку зрения, которую необходимо либо опровергнуть, либо признать. Как было заявлено на брифинге, никакой официальной информации об иске ни у ДИПС, ни у Мосгосэкспертизы пока нет. Но если этот иск и существует, то в любом случае до решения суда преждевременно говорить о неизбежном сносе#дома.
О действиях Р.Махмудова Леонид Краснянский высказался жестко: "Это провокация, мешающая людям жить и работать в городе". И на самом деле, суть конфликта состоит отнюдь не в противостоянии обиженных строительством жителей и бездушного города, который готов натыкать дома где и как угодно. В первую очередь угроза сноса дома затрагивает интересы тех, кто приобрел или получил здесь квартиры. Напомним, что сорок процентов квартир бесплатно передано тем, кто переезжает из пятиэтажек Западного округа. Еще сорок процентов квартир купили жители все того же Западного округа. И новоселы не собираются сидеть сложа руки - они готовятся подать в суд на Махмудова за клевету.
Вернемся к той фразе Л.Краснянского, с которой начали: "Каждый строящийся дом кому-то мешает". Действительно, вряд ли в Москве есть какая-то стройка, против которой не протестовали бы местные жители. Другое дело, что в подавляющем большинстве случаев удается либо с помощью документов и экспертиз убедить людей, что их интересы не пострадают, либо достичь компромисса. Так, бывали случаи, когда по требованию жителей в проект строительства жилого дома добавляли объекты инфраструктуры или благоустройства. Но требование снести уже готовый дом - это что-то новое.
По моему мнению, волноваться за судьбу построенного дома не нужно - даже если дело и дойдет до суда, то ДИПС и городские власти без проблем докажут свою правоту. Беспокоиться стоит по другому поводу: как будут смотреть москвичи на новые дома, растущие во многих районах города? С пониманием необходимости обновлять жилой фонд и заботиться о людях, живущих в плохих условиях, или же с запрограммированным недоверием и неприятием - лишь бы ничего вокруг не менялось? Так что, не делая пока преждевременных выводов, будем следить за развитием ситуации вокруг дома по Осенней улице. Она, как лакмусовая бумажка, должна проявить позицию москвичей в таком сложном деле, как строительство и обновление города.
Ежедневная газета "Квартира, Дача, Офис"
|