2004-09-30 00:00:00
Местные власти оказались не готовы к скачку цен на энергоносители, металлопрокат, в том числе трубы, широко используемые в ЖКХ. В результате основной удар от повышения цен примут на себя жители Ленобласти. У муниципалитетов нет другого способа привлечь хоть какие-то деньги в ЖКХ, кроме как повышение тарифов. Рассчитывать на помощь региональных властей просто не приходится: они заняты проблемами "выпадающих" доходов из-за реформы межбюджетных отношений. Муниципальные образования (МО) в Ленинградской области, со слов самих муниципалов, практически не принимают участия в формировании расходной части бюджета области на новый финансовый год, им предлагается только согласовывать спущенные из областного правительства цифры. Как сообщили в комитете финансов Ленобласти, необходимые расходы МО на год рассчитываются профильными комитетами областного правительства. Бюджет на новый финансовый год начинает рассчитываться за полгода до его наступления. За это время, учитывая непредсказуемость российского рынка, цены на электричество, тепло, газ, мазут, трубы или арматуру могут расти сверх всяких прогнозов - так диктует рынок. Тем более что сами эти прогнозы ведутся "прикидочно". "При расчетах используются прогнозные показатели роста цен на энергоносители или тарифов, - говорят чиновники. - Если рост цен превышает прогнозные, то могут вноситься поправки в бюджет". В администрации Кингисеппского района нам сообщили, что в связи с последним повышением цен на топливо, арматуру и трубы "дыра" в бюджете только увеличивается". В администрации сетуют, что у них нет реальных рычагов для "выбивания" себе дополнительных средств на компенсацию роста рыночных цен на энергоносители и трубы для теплосетей перед самым началом отопительного сезона. "В Ленобласти из 29 муниципальных образований, только 18 являются донорами. Поэтому за их счет правительство и решает проблемы остальных", - резюмирует чиновник. Львиная доля затрат МО - затраты на содержание ЖКХ. "МО перечисляют средства областном#у правительству, которое централизованно закупает для них мазут и уголь". Это позволяет муниципалам закупать энергоносители по более низким ценам. Все остальное - закупку и замена труб, содержание жилого фонда - лежит на плечах муниципального бюджета, и оплачивают их сами жители города за счет коммунальных платежей. Полностью покрыть данные затраты на ЖКХ чиновники предлагают за счет 100% оплаты жильцами услуг ЖКХ (сегодня жильцы оплачивают порядка 80%, остальное компенсирует бюджет). Таким образом, любой скачок цен в конечном итоге оплачивает конечный потребитель - жилец. "От того, будут или нет жители оплачивать ЖКХ 100% услуг ситуация не изменится. Есть заинтересованные получать деньги, но нет заинтересованных в том, чтобы их вкладывать в замену тех же труб. Интересно, что до 30% выделяемых на содержание объектов ЖКХ средств идет на содержание чиновничьего аппарата. Остальное, по большому счету, разбазаривается, так как нет надлежащего контроля", - заявил один из аналитиков рынка недвижимости, пожелавший не называть себя. Сегодня изношенность основных фондов ЖКХ составляет 60-80% (эксплуатация зачастую сводится к латанию "худых" сетей), около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. Количество аварий выросло за 10 лет на один-два порядка и составило в 2002 г. 70 аварий на 100 км сетей водоснабжения и 200 аварий на 100 км сетей теплоснабжения. Потери тепла при эксплуатации существующих тепловых сетей также значительно превышают нормативы. Потери, связанные с утечками из-за внутренней и внешней коррозии труб, составляют 10-15%. Суммарные потери в тепловых сетях достигают 30% от произведенной тепловой энергии, что эквивалентно 65-80 млн. т. условного топлива в год. Недофинансирование ЖКХ составляет 72 млрд. рублей ежегодно. И без того сложную ситуацию серьезно ухудшает изменения межбюджетных отношений в сторону федерального центра. Так, по данным Ленобласти, если в 2000 году 59% собираемых в области налогов оставались в регионе, то за первый кварт#ал этого года эта цифра составила 39%. В денежном выражении потери для бюджета могут составить 4 млрд. рублей (для сравнения потери Санкт-Петербурга от выпадающих доходов могут составить 7 млрд. рублей). Справка: В бюджете-2005 общая сумма планируемых доходов составляет 15,9 млрд. рублей. Расходы предусмотрены на уровне 17 млрд. рублей. Таким образом, при формировании проекта был, по сравнению с нынешним годом, фактически вдвое сокращен (до 6,7%), по отношению к объему доходной части, дефицит областного бюджета, который составит 1,1 млрд. рублей. Для сравнения, за 2003 год в областной бюджет поступило доходов в сумме 12 млрд. 870 млн. рублей, расходы исполнены в сумме 13 млрд. 710 млн. рублей, дефицит составил порядка 740 млн. рублей.
Информационное агентство "Росбалт"
|