2004-08-03 00:00:00
Финский ритейлор Rautakesko, входящий в холдинг Kesko, объявил о намерении купить контрольную долю в петербургской сети строительных магазинов "Строймастер". За 8 млн евро финны получат пять магазинов, чей оборот в этом году составит 70 млн евро. Помимо этого Kesko намерен развивать в России и собственную торговую сеть K-Rauta. Компания Rautakesko Ltd, входящая в холдинг Kesko Corporation, управляет двумя сетями супермаркетов - K-Rauta и Rautia. Под брэндом K-Rauta в Финляндии, Швеции, Литве, Эстонии и Латвии работают более 50 магазинов товаров для дома, рассчитанных на массового покупателя. Сеть Rautia, состоящая из 102 магазинов, предназначена для профессионалов строительного бизнеса. Общая выручка Rautakesko в 2003г. составила 995 млн евро. Сеть "Строймастер", состоящая из четырех действующих и одного строящегося магазинов, принадлежит петербургскому производителю лакокрасочной продукции компании ООО "Текс". Оборот сети в 2003г. составил 38,6 млн евро. Как сообщил "Коммерсанту" проектный директор по международным операциям Rautakesko Мика Коскинен, его компания подписала письмо о намерении приобрести 55-процентную долю в "Строймастере". Сумма сделки окончательно не определена: финны заплатят первоначальный взнос в 8,3 млн евро, а величина второго взноса будет зависеть от результатов работы сети за 2005-2009гг. Сумма второго "транша" не будет превышать 5,1 млн евро. Как сказано в заявлении компании, передача акций будет завершена до 15 марта будущего года. По словам г-на Коскинена, "сеть "Строймастер" представляет собой великолепную основу для дальнейшего роста в Петербурге и других привлекательных местах России". Оптимизм финнов основан, вероятно, на финансовых показателях местной сети. За первые шесть месяцев нынешнего года оборот "Строймастера" увеличился на 73%, что по итогам 2004г. должно дать выручку на уровне 70 млн евро. В целом петербургский рынок г-н Коскинен оценил в 500-600 млн евро с ежегодным ростом в 15-20%. В будущем Rautakesko "намерена открыть#новые, более вместительные магазины - возможно, в формате гипермаркета", - отметил М.Коскинен. Одни из них будут расположены ближе к центру Петербурга, другие - рядом со строящейся кольцевой автодорогой. Вместе со "Строймастером" финны будут развивать и собственную сеть K-Rauta. Однако г-н Коскинен не уточнил, будут или нет магазины "Строймастер" со временем переименованы в K-Rauta. Финансовый директор "Текса" Николай Захаров заявил, что речь в настоящий момент идет всего лишь о протоколе о намерениях, а не совершенной сделке. "Это не продажа доли в компании, - сказал он, - а создание совместного предприятия". Мотивы альянса с финнами для "Текс" заключаются в привлечении денег и иностранных технологий. Г-н Захаров также подчеркнул, что брэнд "Строймастер" сохранится, а сеть K-Rauta будет развиваться лишь на согласованных в "Текс" условиях. Эксперты полагают, что финны выбрали удачное время для входа на российский рынок. Аналитик "Альфа-банка" Александр Свинов считает, что "такого потенциала, как в России, нет больше нигде", поэтому для ведущих ритейлоров "присутствие здесь - вопрос огромной важности". Ключевыми рынками г-н Свинов назвал Москву и Петербург, однако предположил, что Rautakesko остановится пока на активном освоении Петербурга. Директор консалтинговой компании MRD Consulting Виктория Михайлова заметила, что в настоящий момент происходит перераспределение потоков покупателей от строительных рынков и отдельных магазинов к специализированным сетям. Однако "этот процесс находится еще на самой ранней стадии", отметила она. В Петербурге у финнов конкурентов по большому счету пока нет: немецкая Obi, заявлявшая ранее о своих планах на Северо-Западе, себя пока не проявила, а Castorama начнет работу не ранее следующего года. Большая часть товаров для дома и стройматериалов продается на рынках, в небольших местных специализированных сетях или у ритейлоров общего профиля.
Издательский дом "Коммерсантъ"
|