2004-07-29 00:00:00
По итогам первого полугодия российские автозаводы показали очень хорошие темпы роста производства. По данным "АСМ-Холдинга", занимающегося исследованиями российского автомобильного рынка, в первом полугодии 2004 г. было произведено 534 457 легковых машин, что на 16,5% больше, чем за январь-июнь 2003 г. А всего в 2004 г. в России, по прогнозам, будет произведено от 1,05 до 1,1 млн легковых машин против 1,01 млн автомобилей в 2003 г. Лидерами по темпам роста производства стали предприятия, специализирующиеся на выпуске отечественных иномарок. ГАЗ и АвтоВАЗ продемонстрировали не столь высокий рост. Это и понятно ? объемы производства иномарок в России сегодня несоизмеримо ниже. Тем не менее преимущество "иностранцев" не по количеству продаж, а по темпам их роста ? это знаковый момент. И флагман российского автопрома, похоже, очень серьезно относится к успеху отечественных иномарок и все ужесточающейся конкуренции с их стороны. Чтобы не потерять свою долю рынка (при возможности ? и увеличить ее), АвтоВАЗ сегодня активно работает над менеджментом качества, улучшением технологических процессов, качеством комплектующих и др. По словам экспертов, успешно противостоять производителям иномарок АвтоВАЗу помогла бы и реанимация идеи его руководства о создании "Автомобильного индустриального парка" совместно с зарубежными партнерами. Самый высокий прирост производства в прошедшем полугодии отмечался у производителей российских иномарок ? свою роль сыграл ажиотажный спрос на их продукцию. Так, "Автотор" увеличил выпуск машин в 1,86 раза и планирует выйти в этом году на уровень 12?13 тыс. легковых автомобилей. Производство Ford Focus также выросло. Выпустив в 2003 г. около 15 000 автомобилей, только за первое полугодие 2004 г. Ford Motor Company спустила с конвейера 12 556 автомобилей. В самой компании RBC daily подтвердили, что до конца года завод во Всеволожске должен произвести 25 000 машин. А СП "GM-АвтоВАЗ", чьи "Шевроле-Нива", по словам ряда аналитиков, можно условно назв#ать иномарками, увеличило выпуск своих автомобилей в 5,27 раза и намерено в этом году достичь запланированного уровня производства в 55 000 автомобилей. Среди производителей "родных" российских машин рекордсменом по росту производства стал ГАЗ, увеличивший выпуск "Волг" на 54,1%. Впрочем, этот рост был обусловлен реорганизацией производства, из-за которой в начале 2003 г. какое-то время "Волги" вообще не выпускались. Прирост производства лидера российского автопрома ? АвтоВАЗа ? в процентном отношении выглядит скромнее. Если в первом полугодии 2003 г., по данным самого АвтоВАЗа, было произведено 317 300 автомобилей ВАЗ, то с января по июнь им было выпущено 349 176 автомобилей. То есть рост производства составил 10%. "Правда, этот показатель нужно оценивать с учетом одного существенного фактора. В первом полугодии 2003 г. у АвтоВАЗа наблюдался спад в производстве. И большой прирост в первом полугодии 2004 г. был достигнут за счет этого спада", ? прокомментировал RBC daily ситуацию Виктор Пашков, начальник аналитического отдела "АСМ-Холдинга". Понятно, что разные темпы роста производства производителей "чисто" российских машин и отечественных иномарок во многом объясняются несоизмеримыми объемами производства ? все-таки иномарок в России выпускается намного меньше. Тем не менее для производителей "родных" российских автомобилей ? и в первую очередь для АвтоВАЗа ? показатели роста зарубежных коллег должны звучать серьезным сигналом. Понятно, что основная борьба за российского потребителя происходит именно между АвтоВАЗом и производителями отечественных иномарок. И пока ведущий российский автопроизводитель, что называется, "держит удар". Например, в 2003 г. АвтоВАЗ смог увеличить свою чистую прибыль по Международными стандартами финансовой отчетности в 2,6 раза ? до 2,9 млрд рублей, что является рекордным для компании показателем. Однако если производителям российских иномарок для сохранения конкурентоспособности в перспективе нужно будет думать лишь об увеличении пр#оизводства (за их продукцией покупатели стоят в очередях), то перед АвтоВАЗом стоят несколько другие проблемы. Предприятию нужно не только реализовывать все, что оно производит, перед ним стоит и более глобальная задача: удерживать и при случае пытаться увеличить свою долю рынка при все более ужесточающейся конкуренции, ведь целевая аудитория отечественных иномарок и тех же ВАЗовских "десяток" частично пересекается. В этой связи автопроизводитель старается уделять все больше внимания вопросам качества. До конца лета АвтоВАЗ получит международный сертификат соответствия стандарту ISO версии 2000 г. своих четырех основных производств (сборочно-кузовное, прессовое, металлургическое и дирекция по техническому развитию). "Фактически сертификация, которую проводила комиссия независимой французской компании ЮТАК, уже завершена, и факт получения официальных бумаг станет лишь формальностью", ? сообщили RBC daily в компании. Качество комплектующих также улучшается. "Только в прошлом году уровень отклонений от технологии снизился на 10%. А в первом квартале этого года ? еще на 12%. Таким образом, АвтоВАЗ сэкономил сотни миллионов рублей, которые раньше тратились на предпродажную подготовку автомобилей и гарантийный ремонт", ? говорится в официальном сообщении автозавода. Но одними вопросами качества (к слову, подготовка к нынешней сертификации заняла более двух лет) дело ограничиться не может. Понимая это, руководители АвтоВАЗа еще прошлой весной говорили о намерении создать ЗАО "Автомобильный индустриальный парк", которое займется выпуском компонентов. Предполагалось, что на базе этого дочернего предприятия с помощью сразу нескольких зарубежных партнеров будет налажено производство современных комплектующих и новых моделей АвтоВАЗа. Но, похоже, эта идея так осталась лишь заявлением о намерениях. "О ЗАО "Автомобильный индустриальный парк" уже давно ничего не было слышно", ? отмечает Виктор Пашков. И, по словам экспертов, реанимировать эту идею в интересах самого же АвтоВАЗа#, ведь отнимут ли производители российских иномарок часть доли рынка у АвтоВАЗа ? сегодня зависит только от расторопности последнего.
РИА РосБизнесКонсалтинг
|