2004-07-22 00:00:00
Участники и аналитики рынка недвижимости обсуждали в среду на профессиональном круглом столе проблему кризиса на рынке недвижимости. Главные вопросы, на которые собравшиеся пытались найти ответы, ? есть ли кризис на рынке и возобновится ли рост цен. На оба вопроса были даны положительные ответы в первые же минуты разговора. Все остальное время аналитики и участники рынка искали виновников кризиса: в итоге ими оказались федеральные власти и журналисты, которые (и те и другие) ввели народ в заблуждение относительно ситуации на рынке недвижимости. Впрочем, истинная цель собрания стала ясна лишь в конце мероприятия. Главный вопрос, волнующий всех участников рынка недвижимости, ? не случится ли падения цен, ? был задан в самом начале круглого стола под названием: "Рынок недвижимости: каникулы или стагнация?". И на него все без исключения участники дали отрицательный ответ. "Нет, нет и нет", ? как заклинание повторяли друг за другом риэлторы, строители и аналитики. После того как ответ на данный вопрос был найден столь быстро, перед экспертами в полный рост встала другая проблема: если все так просто, ради чего же мы здесь сегодня собрались? Впрочем, аналитики быстро взяли себя в руки и решили заняться обсуждением текущего кризиса на рынке. Приглашенный ведущий мероприятия извлек откуда-то цифры, свидетельствующие о сокращении количества сделок на рынке жилья в летние месяцы. "Я вам не скажу, где я взял эти цифры, но они из надежного источника", ? заявил он, попросив экспертов дать свою оценку происходящему. Эксперты дали оценку цифрам, назвав их некорректными. "Нельзя брать цифры за месяц, надо смотреть как минимум за полгода, ? заявил начальник отдела перспективных проектов Департамента инвестиционных программ строительства Москвы Евгений Леонов. ? Потому что сделки бывают разные". Правда, что сие означало, г-н Леонов не стал объяснять. Однако попытки объявить кризис несуществующим пресек аналитик Юрий Кочетков, заявивший, что кризис есть, начался он весной и никоим#образом не является сезонным спадом. Выражается же кризис в увеличении количества предложения и снижении уровня спроса на рынке недвижимости. То же самое заметили и в риэлторской компании "Инком", представитель которой прямо сказал, что у них появилось больше квартир на продажу, но желающих купить квартиру стало меньше. При этом рост предложения представитель компании объяснил тем, что в результате банковского кризиса на рынке появилось много "альтернативщиков" ? тех, кто теперь, вынув деньги из банка, решил старую квартиру поменять на новую с доплатой. Правда, того факта, что в данном случае на рынке должно было бы появиться точно такое же количество желающих купить квартиру, выступающий либо сделал вид, что не понимает, либо в самом деле не понял. Зато в качестве аргумента стабильности на рынке привел цены предложения, которые не падают. "Каждый новый объект выставляется по большей цене", ? считает он. О том, по какой цене этот объект продается, участник дискуссии предпочел умолчать. Впрочем, скрывать наличие кризиса после этого стало как-то неудобно, и припертые к стенке участники тут же решили заняться поиском виновных. Виновных оказалось двое: госчиновники и журналисты. Первые зачем-то начали рассказывать о рынке доступного жилья, вторые неверно поняли первых и решили, что "доступное" значит "дешевое". "Господа журналисты подпортили рынку жилья", ? заявил один из участников мероприятия. Правда, что именно подпортили ? не объяснил. Зато объяснил, каким образом "подпортили" ? "внесли смуту" в умы неразумных клиентов, которые теперь не хотят покупать квартиры по завышенным ценам и имеют наглость торговаться, требуя цену снизить. При этом покупатели, по мнению заместителя генерального директора "ДСК-1 и компания" Андрея Паньковского, не понимают, что рост цен для них же является благом. "Падение цен на рынке жилья не выгодно ни федеральному правительству, ни московской мэрии, ни покупателям, ? сказал он. ? Почему оно не выгодно московскому правительству, я объяс#ню потом". Однако так и не объяснил. Зато объяснил, почему рост цен выгоден покупателям. "Многие люди улучшают свои жилищные условия, ? считает г-н Паньковский. ? Квартира, которую они продают, дорожает, и та, которую они хотят купить, тоже дорожает. Таким образом, разница в цене сохраняется". Было не совсем очевидно, понял ли г-н Паньковский сам, что он сказал. Также не было понятно, осознает ли г-н Паньковский тот простой факт, что в случае падения цен или их стабильности ситуация точно такая же: разница сохраняется. Видимо, поняв, что сказал что-то не то, спикер переключился на более доступную ему тему и начал убеждать собравшихся в том, что цена на жилье растет потому, что цемент дорожает. Впрочем, каким образом цена цемента, составляющая несколько процентов в себестоимости строительства, может влиять на продажную цену жилья, превышающую в несколько раз себестоимость, г-н Паньковский не объяснил. Впрочем, его никто и не спрашивал: все, похоже, и так понимали, что цемент-то здесь ни при чем. В таком ключе поговорили еще немного, попутно попытались выяснить, что же имел в виде президент, когда говорил о создании рынка доступного жилья, но запутались окончательно. Сертифицированный аналитик рынка недвижимости Андрей Бекетов догадался, что имеется в виду воспитание нового, ответственного человека, который не будет в ближайшие двадцать лет (пока должен банку) пить и употреблять наркотики, а будет хорошо работать. Собравшиеся посмотрели на сертифицированного аналитика с сомнением. И тут настал момент истины: Евгений Леонов решил внести ясность в цели мероприятия. "Мы в апреле у себя в ДИПСе проводили такой же круглый стол, ? с неожиданным азартом сказал он. ? Его целью было поднять уровень продаж, который к тому моменту был довольно низким. И мы его подняли. Так что мы использовали вас, господа журналисты". Г-н Леонов при этом веселился как ребенок.
РИА РосБизнесКонсалтинг
|