2004-07-08 00:00:00
Острой критике подверглась ведущаяся сейчас в России реформа местного самоуправления в ходе конференции "Градостроительный аспект реализации Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", состоявшейся в Москве 7 июля. "Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и вообще законодательство об административно-территориальном устройстве напрямую связаны с вопросами территориального планирования, организации территории и градостроительства в целом, - отметил, выступая на конференции, заслуженный архитектор РФ, член-корреспондент Российской Академии архитектуры и строительных наук Георгий Кадышев. ? Поэтому качественные показатели этого закона, его способность создавать условия для решения в рамках этого закона социальных, экологических и других вопросов имеет очень большое значение". Рассказав на примере Московской области о процессе складывания ныне существующей системы расселения регионов, Г.Кадышев указал на важность учета исторически сложившихся многообразных связей и отношений между поселениями, многие из которых зародились еще в допетровские времена. В связи с этим, отметил он, переход от достаточно устойчиво существовавшего с середины XVIII в. территориального деления (губерния ? уезд (район) ? города и волости) к новой системе муниципалитетов чреват рядом проблем. В частности, это отрыв городов, которым предстоит стать городскими округами, от исторически тяготеющей к ним сельской местности. "К городским округам было бы целесообразно столицы субъектов Российской Федерации, такие города, как, скажем, Москва, Санкт-Петербург или Новосибирск, но отнюдь не всякие города" - заметил он. Как отметил директор по градостроительству, архитектуре и проектным работам ФГУП "ГИПРОГОР" Игорь Шнайдер, в настоящее время в регионах ведут активную работу комиссии, на которые возложена обязанность уже к сентябрю разработать новые границы муниципальных образований, сформированные на основе требований закона. При этом т#ерриториальный передел, осуществляемый волевым путем, нередко служит источником конфликтов. По мнению И.Шнайдера, новые муниципальные образования лишь тогда смогут стать действительно жизнеспособными, если их "нарезка" будет производиться с опорой на максимально подробно разработанную градостроительную документацию, учитывающую все характеристики местности, расселения, транспортных и производственных зон влияния и тяготения, исторически сложившихся управленческих связей и т.п. В идеальном случае вся эта информация должна быть сведена в геоинформационую систему (ГИС). Однако, констатировал И.Шнайдер, в действительности далеко не все мунципалитеты обладают необходимым набором профессионально подготовленной градостроительной документации. В связи с этим поспешность в определении новых границ муниципальных образований нежелательна, заметил он. "Один из вариантов выхода из этой ситуации, - предложил И.Шнайдер, - объявление зон взаимной привлекательности и взаимных претензий соседних муниципалитетов зонами особого градостроительного регулирования, в которых преобладающая роль в решении всех вопросов, за исключением бюджетных, отводится региональному центру". "Модель гармоничного пространственного решения может быть разработана только на уровне градостроительной документации, - подчеркнул он. ? На уровне картографии и административно-территориального устройства мы рискуем повторить волевые решения, которые привели к значительным перекосам". "Нежизнеспособным уродцем" назвал закон "Об основах местного самоуправления в РФ" принявший участие в работе конференции председатель Комитета защиты москвичей, заместитель председателя партии "Яблоко" Сергей Митрохин. По его словам таким сделало этот законопроект влияние ряда лоббистских групп, вмешавшихся в процесс на стадии его разработки. В частности С.Митрохин указал на то, что закон фактически закрепляет антиконституционную практику отсутствия местного самоуправления в городах федерального значения ? Москве и Санкт-Петербурге. Та#ким образом, жители сельских поселений получают гарантии хотя бы каких-то прав местного самоуправления, заметил он, тогда как москвичи и петербуржцы таких прав по-прежнему будут лишены. Важность становления структур гражданского общества как гарантии реального существования местного самоуправления отметил в своем выступлении член президиума Экспертно-консультационного общественного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко. Он напомнил собравшимся, что в Москве действует более 70 инициативных групп жителей, борющихся за свои права, нарушенные в результате противозаконной градостроительной деятельности. Эти группы он называл "ядрами гражданского ликбеза". Между тем, "закон Козака предоставляет возможность только для декоративного участия жителей в судьбе территории", заметил А.Клименко. По его словам, насущной необходимостью является создание института независимой градостроительной экспертизы как влиятельного общественного инструмента, способного противостоять произволу столичных властей. помогая гражданам отстаивать свои права, в частности, в судах. Участники конференции констатировали необходимость создания в России действительно дееспособной системы местного самоуправления, подчеркнули необходимость в связи с этим внесения изменений и дополнений в Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и заявили о намерении специалистов в области градостроительства добиваться его корректировки.
информационное агентство Regnum
|