2004-07-05 00:00:00
В конце минувшей недели министр промышленности и энергетики Виктор Христенко направил в правительство доклад, посвященный результатам эксперимента по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в части предоставления льгот нуждающимся. Эксперимент состоял в замене льгот денежными компенсациями, перечисляемыми на социальные счета граждан. Г-н Христенко в целом дает положительную оценку проведенному эксперименту, хотя и указывает, что население встретило его без большого оптимизма. Эксперты указывают на излишнюю запутанность и сложность предлагаемой модели для населения, которому потребуются определенные знания для доступа к новой системе предоставления льгот по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства. Эксперимент по введению нового порядка предоставления льгот населению по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства проводился в девятнадцати регионах России в 2002-2003 гг. Он заключался во внедрении персонифицированных социальных счетов для имеющих право на льготы категорий населения. Суть всего эксперимента сводилась к замене льгот по оплате услуг ЖКХ денежными компенсациями населению, что вполне соответствует общему курсу правительства на монетизацию льгот. В жилищно-коммунальном хозяйстве эта проблема стоит наиболее остро, поскольку из-за "финансового недопонимания", возникающего между бюджетами и естественными монополиями, население ряда российских регионов периодически сталкивается с проблемой отключения воды, отопления или непредоставлением других видов услуг, например, невывозом мусора. В связи с этим правительство и пошло на введение принципиально иной схемы предоставления льгот, дабы не впутывать в нее межбюджетные отношения. Концепция реформы заключается в том, чтобы просто раздать гражданам деньги и предоставить им право самим оплачивать коммунальные счета. Если сейчас имеющий право на льготу гражданин просто не платит определенную часть начисленной суммы (ее потом компенсирует государство), то правительство предлагает эту часть суммы просто о#тдать гражданам. При этом денежные средства предполагается перечислять на банковские счета, именуемые персонифицированными социальными счетами. В ходе эксперимента выяснилось, что различные регионы использовали разные схемы перечисления денег на эти счета: авансовую и компенсационную. В первом случае средства перечисляются на счет гражданина в первый день начала очередного платежного периода, во втором гражданин сначала оплачивает услуги, а потом бюджет перечисляет ему компенсацию. Как утверждает Виктор Христенко в своем докладе, регионам больше нравится вторая схема, поскольку накладывает менее жесткие обязательства на бюджеты. Однако, как утверждает Христенко, авансовая схема в большей степени соответствует духу реформы, а компенсационная не соответствует не только ему, но и федеральному законодательству. Таким образом, министр фактически дает рекомендацию принять авансовый порядок предоставления льгот, что выглядит логичным, поскольку накладывает на бюджет больше обязательств и хоть немного, но гарантирует, что средства населению все же будут перечислены. Еще один вопрос, на который должен был быть найден ответ в ходе эксперимента, - какую степень свободы предоставить гражданам в деле распоряжения средствами, поступающими на счета. Изначально все участвовавшие в эксперименте регионы пытались ввести какие-то ограничения на использование гражданами средств субсидий, например, дать возможность только перечислять полученные деньги по безналичному расчету в уплату за коммунальные услуги. Мотивом введения ограничений было опасение, что граждане не будут использовать деньги по назначению, а, например, пропьют. Однако, как пишет министр в своем докладе, была осознана нецелесообразность таких ограничений, и во всех регионах гражданам была предоставлена полная свобода распоряжения этими деньгами, вплоть до возможности снятия наличных денег с банковских счетов. Практика показала, что такая вольность отнюдь не приводит к возникновению проблем с оплатой услуг ЖКХ: граждане #исправно оплачивали свои счета вне зависимости от предоставленной степени свободы в распоряжении средствами субсидии. "Во всех муниципальных образованиях, где система социальных счетов сформирована и работает, используется модель, не запрещающая получателям субсидий снимать со своих банковских счетов средства субсидий наличными деньгами для оплаты жилищно-коммунальных услуг. При этом граждане исправно оплачивают жилищно-коммунальные услуги", ? говорится в докладе Виктора Христенко. Оценивая эксперимент как успешный, министр вместе с тем подчеркивает, что правительству все же не следует вводить систему уполномоченных банков, в которых могли бы размещаться социальные счета граждан. "Средства субсидий после зачисления их на социальные счета граждан становятся собственными средствами граждан, а не бюджета. Банк осуществляет операции с этими средствами исключительно по поручению владельцев социальных счетов. Отсюда вытекает, что конкурсный отбор банка для ведения социальных счетов не является необходимостью, поскольку сами граждане имеют право свободно выбирать банк, в котором они собираются открыть счет", ? полагает министр. Эту рекомендацию эксперты расценивают как положительную новость для банков, но негативную для населения. "Для банков этот бизнес не является очень прибыльным, ? сказал RBC daily старший аналитик Русского экономического общества Иван Литвинцев. ? Комиссия за проведение подобных операций в России очень низкая, а операционные издержки довольно существенны. Для банков наличие таких счетов является скорее социальной нагрузкой, нежели прибыльным бизнесом. Поэтому они точно не стали бы бороться за право стать уполномоченным". По мнению г-на Литвинцева, скорее всего, большинство счетов населения окажется в Сбербанке РФ. Впрочем, это нетрудно предположить, учитывая количество отделений Сбербанка в российских регионах. Эксперты оценивают предложение правительства в целом положительно, однако указывают на некоторую запутанность схемы, которая потребует от н#аселения определенных знаний из финансовой области. "Предложенные механизмы введения и использования социальных счетов в сфере ЖКХ излишне запутаны и требуют доработки, ? считает Иван Литвинцев. ? Следует двигаться в первую очередь в сторону упрощения системы, как для граждан, так и для других участников. Поскольку очевидно, что системой субсидий должны иметь возможность пользоваться все граждане, в том числе и неграмотные в банковском бизнесе ? таковых много среди пенсионеров. Эта система по своей запутанности и непонятности для населения сравнима с пенсионной реформой, а это может привести в конечном итоге к неэффективному ее функционированию".
РИА РосБизнесКонсалтинг
|