2004-06-15 00:00:00
Обсуждение пакета жилищных законопроектов неизменно выливается в склоку между центром, Москвой и другими регионами. А сказать, когда россияне смогут приобрести обещанное президентом доступное жилье, законодатели явно не могут В пятницу депутаты двух дум ? Государственной и Московской городской ? представили свои точки зрения на вопрос, когда в России жилье станет доступным. На брифинге собрались непримиримые противники: петербуржец и единоросс Виктор Плескачевский, выходец из Астрахани, член фракции "Родина" Олег Шеин и председатель комиссии по экономике Мосгордумы Ирина Рукина. Поэтому обсуждение пакета из 27 законопроектов по жилищной проблеме, принятых накануне Госдумой в первом чтении, очень быстро переросло в выяснение отношений. Наблюдавший за перепалкой корреспондент RBC daily пришел к выводу, что дешевого жилья в обозримом будущем все-таки не будет. Во всяком случае, единороссы сами признают, что все озвученные до сих пор сроки и цифры лишь "возможности и вероятности", которые могут легко измениться после принятия поправок во втором чтении. Впрочем, чьи это будут поправки, по мнению представителей Мосгордумы, несложно догадаться уже сейчас. Пакет принимается в авральной спешке, поэтому регионы просто не успеют представить свои замечания к законопроектам, которые касаются их самым непосредственным образом. Дискуссия началась со ставших традиционными оправданий "Единой России": Виктор Плескачевский объяснил аудитории, почему Госдуме необходимо было принять столь несовершенный пакет законопроектов. "Мы до сих пор живем по Жилищному кодексу, принятому еще в 1983 г., ? заявил глава думского комитета по собственности. ? Нам необходимо заложить фундамент, как в случае с Земельным кодексом". По словам г-на Плескачевского, законопроекты приняты с условием "глубинной доработки", в ходе которой должны быть устранены их слабые места. Стоит отметить, что единороссы проявляют завидное постоянство в подходе к "системным" законопроектам. Несколькими днями ранее г-н Плеск#ачевский в той же аудитории доказывал необходимость принятия столь же несовершенного, по его мнению, законопроекта о национализации с последующей "детализацией и проработкой". В обоих случаях одним из главных аргументов единороссов было прекращение лавины альтернативных законопроектов от их политических соперников. Действительно, коллеги "Единой России" по Госдуме проявили активность и на ниве жилищного законодательства. Так, свои альтернативные инициативы представили фракции КПРФ и "Родина". Однако на заседании палаты они так и не были рассмотрены. В связи с этим зампред комитета Госдумы по труду и социальной политике, член фракции "Родина" Олег Шеин не преминул упрекнуть "Единую Россию" в удушении их инициатив. По мнению г-на Шеина, альтернативные проекты "Родины" предусматривали куда более прогрессивные меры: продолжение приватизации жилья, обеспечение финансовой прозрачности монополистов в сфере ЖКХ, более гуманные условия выселения неплательщиков и сохранение льготных очередей на социальное жилье. Однако, пожаловался он, "Единая Россия" не дала депутатам не только рассмотреть альтернативные инициативы, но и даже высказать свое мнение о проектах "партии власти". "Каждой фракции отвели по три минуты на выступление, ? сетовал Олег Шеин. ? Так что у нас было целых 12 минут демократии". В свою очередь Виктор Плескачевский обвинил коллег в недобросовестном пиаре и попытках манипулировать общественным мнением. По его мнению, представленные КПРФ и "Родиной" альтернативные законопроекты не плод "категорического несогласия с концепцией", а лишь "политическое позиционирование". Впрочем, несогласие с концепцией успешно высказала депутат Мосгордумы Ирина Рукина. Так, по ее мнению, главной ошибкой было уничтожение льготных очередей на жилье. "Произошла революция: государство сказало, что государственных задач в области социальной политики не существует", ? заявила г-жа Рукина. В ответ Виктор Плескачевский отметил, что, во-первых, списки льготников могут быть пересмотрены #и дополнены. А во-вторых, сказал он, федеральные законы установят лишь минимальный набор льгот, а дополнительные регионам никто не запрещает финансировать самостоятельно. Последний аргумент, естественно, вызвал болезненную реакцию г-жи Рукиной. Она заявила, что в ситуации, когда Москва отдает федеральному бюджету 67% своих доходов, единственным источником строительства муниципального жилья остается жилье коммерческое. Иными словами, отмена финансируемых центром льгот неизбежно выльется в рост цен на московском рынке недвижимости. Дискуссия становилась совсем уж жесткой, когда один из журналистов заметил, что такую полемику стоило бы развернуть накануне ? на заседании Госдумы. И поставил вопрос ребром: когда же, по мнению единороссов, рядовой учитель или врач в Москве сможет купить доступное жилье? Виктор Плескачевский со свойственным ему красноречием принялся было сызнова объяснять всю тонкость и сложность жилищного пакета. Но журналистам все же удалось узнать у депутата только одно: изменения в строительной сфере могут произойти лет через пять, если законопроекты будут приняты "в задуманном виде". Впрочем, г-н Плескачевский заявил, что "не верит ни одной цифре" в законопроектах: они основаны на расчетах и прогнозах. А это значит, отметил депутат, что "ничто не абсолютно, все вероятно" и будет зависеть от поправок во втором чтении. Однако поправок, скорее всего, будет далеко не так много, как могло бы быть. Рассмотрение пакета во втором чтении назначено на 10 июля. К этому времени, по словам Ирины Рукиной, Мосгордума никак не успеет представить свои поправки из-за сложности собственных регламентных норм. То же, по ее мнению, касается и большинства других регионов. Виктор Плескачевский жестко заявил, что все сроки по рассылке документов в регионы были соблюдены, и предложил местным заксобраниям изменить свои регламенты и работать оперативнее. В ответ на это Ирина Рукина демонстративно покинула зал, так же как и представители КПРФ и "Родины" днем ранее. А вопрос, об#означенный в теме брифинга, так и остался без ответа.
РИА РосБизнесКонсалтинг
|