2001-07-23 00:00:00
Сегодня в Москве на учете по улучшению жилищных условий состоит 190 тысяч семей (около 650 тысяч человек). Из них более 57 тысяч семей - очередники льготных категорий по федеральному законодательству, которому власти субъекта Федерации обязаны подчиняться. Вот из этих-то 57 тысяч семей ежегодно с помощью установленных Московской городской Думой "приоритетов" отбираются семьи, которые обеспечиваются жильем. Реальные возможности города выражаются в цифре 8300 семей в год.
Каждые два года Московская городская Дума своим постановлением утверждает эти приоритеты, и каждый год - вносит уточнения и дополнения. Недавно Комиссия по жилищной политике и коммунальной реформе МГД посвятила свое заседание проекту постановления "О приоритетах предоставления в пользование или приобретения в собственность с помощью города жилых помещений в 2002-2003 годах".
Основу проекта составляют действующие приоритеты: прежде всего квартиры должны будут получить дети-сироты, дети-инвалиды, тяжелобольные, инвалиды, "чернобыльцы"-"ликвидаторы", инвалиды и ветераны боевых действий, Великой Отечественной войны и труда и т.п.
Но наиболее тяжкой проблемой являются отнюдь не льготники, а очередники по категории "на общих основаниях", которые встали на учет в первой половине 80-х годов и не имеют никаких льгот. Эти люди, с двадцатилетним почти стажем очередника, постаревшие в очереди, - наиболее частые посетители жилищных отделов. Они искренне не понимают, почему "льготники" получают квартиры быстрее их. "Неужели нам надо заразиться туберкулезом, чтобы город дал нам жилье?" - вопрошают они. Чтобы хоть частично снять этот "напряг", разработчики включили в документ очередников "на общих основаниях" 1982-1983 годов постановки на учет. Это 4510 семей.
Кроме того, предлагается в документ внести еще несколько дополнений. Так, часть площади направить на обеспечение жильем долгожителей квартир коммунального заселения, состоящих на учете по 1988 год включительно. Это приблизительно 2,5 тысячи семей. В моско#вских коммуналках обитают также три с половиной сотни многодетных семей, с четырьмя детьми и больше (имеются в виду семьи из разряда "долгожителей", с 15-летним "коммунальным" стажем). Их тоже хотелось бы обеспечить жильем в ближайшей перспективе. По подсчетам жилищников, эта мера позволит расселить около 2000 коммуналок, то есть, превратить их в отдельные квартиры.
Но дополнения, которые предлагаются разработчиками, можно внедрить лишь, ужесточив иные требования: из воздуха лишних квадратных метров не получается. При определении права на предоставление жилья, количество полных лет предложено исчислять на 1 января 2002 года, то есть на начало двухлетнего периода (в ныне действующих приоритетах этот срок исчисляется на 1 января каждого года).
Это позволит приостановить "перескакивание" очередников из одной категории в другую. Например, существуют две вроде бы похожие категории очередников - участники Великой Отечественной войны и инвалиды ВОВ. Только первая - не приоритетная, а вторая - приоритетная. При сокращении первой категории наблюдается рост второй категории. За период 2001 года в Москве появилось 2486 "новых" инвалидов ВОВ очередников города, которые успешно пользуются своими правами.
И все же этот пункт наверняка подвергнется правке, так как не исключено, что документ будут принимать не на два года, а на один. Как считает председатель Комиссии депутат Галина Хованская, ситуация в Москве все время меняется, и необходимо иметь возможность корректировать постановление в зависимости от финансового положения города.
И все же, чтобы попытаться предоставить жилье "дополнительным" категориям очередников, авторы текста постановления предлагают немного увеличить срок пребывания на учете для семей, где имеются дети-инвалиды, инвалиды 1 группы и тяжелобольные: до 6 лет (сейчас это 5 лет) для проживающих в отдельных квартирах и до 4 лет (сегодня - три года) для живущих в коммуналках. Хотя, по мнению депутатов, это "крайне тяжелое предложение", потому что на приемах #им приходится общаться с родителями больных детей, требующих квартиры. И неизвестно, проголосует ли Дума за подобную инициативу.
Из проекта также пришлось исключить пункт, касающийся обеспечения жильем из фонда города (с последующим возмещением из федерального бюджета) реабилитированных, которые утратили жилье в Москве в результате репрессий. Это связано с тем, что в федеральном бюджете не предусмотрены средства на обеспечение их жильем в первоочередном порядке. Нет в федеральном бюджете средств и на обеспечение судей и прокурорских работников. До сих пор Москва обеспечивала их за свой счет, но ее затраты не были восполнены: сумма долга составляет до 600 млн. рублей. Соответственно, эти категории пока документом не предусматриваются.
Документ содержит и ряд новаций. Известно, что инвалиды-колясочники должны обеспечиваться специально оборудованными квартирами. Поскольку строить такое жилье стали не так давно, его в городе мало. Поэтому разработчики предлагают на добровольных началах заключать с жильцами не договор социального найма, а договор безвозмездного пользования, который не позволяет приватизировать жилье. Ведь сегодня, если инвалид отходит в иной мир, то его приватизированная квартира, соответственно, достается родственникам, которые не испытывают трудностей с опорно-двигательным аппаратом. Спрашивается - зачем им, здоровым, пандусы, съезды, перила, подъемники, в то время как в очереди стоят колясочники, которым таких квартир не хватает? Авторы проекта предлагают маневр - в случае печального исхода событий (инвалид умер), эта квартира отходит городу, который уже отдает ее другому нуждающемуся, а безутешные родственники получают другую квартиру - по социальному найму и благополучно ее приватизируют.
В проекте появились и ссуды на возвратной основе, предназначенные для очередников, которые будут выкупать квартиры по коммерческому найму. Однако срочно необходима методика расчета оплаты за пользование квартирой по договору коммерческого найма - ее еще нет. По#ка в городе заключено всего 200 таких договоров, и сами наниматели просят побыстрее их "рассчитать", так как опасаются, что город им выставит счета задним числом.
Изменится и уровень дохода очередника, по которому определяется, может ли он "снять" квартиру на условиях коммерческого найма. Сегодня этот порог - 3 тысячи рублей. В будущем году, возможно, он достигнет 4 тысяч, а для одиноких нанимателей может быть и еще выше, поскольку на одиночку падает большее бремя платежей.
Перед каникулами депутаты приняли этот документ в первом чтении.
Ежедневная газета "Квартира, Дача, Офис"
|