2004-05-17 00:00:00
Правление ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) рассмотрело вопросы выделения из структуры компании дочерних обществ по некоторым видам бизнеса, в частности строительного комплекса. Строительство железных дорог относится к специфической сфере строительной отрасли. Развитие железнодорожного транспорта основывается на строительстве новых железнодорожных линий, на реконструкции, модернизации и капитальном ремонте существующих объектов инфраструктуры как основы железнодорожного транспорта. В настоящее время строительство железнодорожных объектов выполняется подрядными организациями-монополистами, что привело, по сути, к монопольному "диктату" подрядчиков - как в области технических решений, так и в вопросах стоимости подряда. Основная проблема монополизации подрядного рынка на железнодорожном транспорте состоит в том, что МПС России не имело достаточных собственных строительных мощностей и не могло адекватно противостоять монопольному диктату независимых подрядчиков. Необходимость сохранения для РЖД подконтрольной производственной строительной базы и создания специального механизма управления создаваемой структурой продиктована следующими обстоятельствами. На этапе структурных реформ в капитальном строительстве и капитальном ремонте и существуют, и будут существовать как коммерчески выгодные работы (проекты), так и коммерчески непривлекательные, но необходимые для нормального функционирования железных дорог. Поэтому с появлением ОАО "РЖД" возникла необходимость в наращивании собственных строительных мощностей для снижения влияния подрядных организаций. Напомним, наряду с железными дорогами и другими функциональными филиалами в состав ОАО "РЖД" вошел строительный комплекс, который в настоящее время состоит из 45-ти функциональных филиалов, ориентированных в основном на выполнение работ для компании. Кроме того, в той или иной форме строительные подразделения продолжают оставаться в составе предприятий - филиалов РЖД, выполняющих работы по основной деятельности. Сущест#вование строительных подразделений в форме компании создает ситуацию, при которой функции инвестора, заказчика и подрядчика совмещены в одной организации. Это не позволяет осуществлять капитальное строительство в полном соответствии с законодательством, регулирующим взаимоотношения между субъектами инвестиционной деятельности, которым предполагается разделение этих функций по разным юридическим лицам для дальнейшего построения взаимоотношений между ними на договорной основе. При реформировании строительного комплекса и выделении дочерних компаний РЖД как инвестор и потребитель услуг проектировщиков и строителей за счет выделения непрофильных видов деятельности сможет более эффективно управлять основным видом деятельности, получит прозрачность в учете результатов работы по видам затрат, сохранение в корпоративной структуре собственных строительных мощностей. Кроме того, будет создана благоприятная для компании конкурентная среда на рынке подрядных работ по проектированию и строительству объектов железнодорожного транспорта как крупнейшего потребителя данного вида услуг. Кроме того, планируется, что дочерние компании должны увеличить объемы работ и укрепить собственную материально-техническую базу за счет более эффективной работы в условиях самостоятельной деятельности дочернего общества. Причем эта цель будет достигаться без увеличения затрат материнской компании на инвестиции в капитальное строительство, а за счет перераспределения плановой прибыли в составе цены подряда в пользу дочерней компании.
ABNews.ru
|