2001-07-17 00:00:00
После успешного преобразования нескольких небольших улиц в пешеходные зоны чиновники взялись за более грандиозные проекты. Теперь структуры городской администрации рассматривают возможность создания пешеходной зоны на Большом проспекте Петроградской стороны. Идея рассматривается как реальный способ решить проблемы района за счет инвесторов.
А район буквально "тонет" в проблемах. Как сообщил начальник отдела строительства ТУ Петроградского района Юрий Орлов, в районе 39 километров бесхозных теплосетей, которые некому ремонтировать. Крупных инвестиций требует реконструкция всей подземной инженерии. К тому же "Петроградка" - единственный район города, отапливаемый 250 чрезвычайно устаревшими котельными ГП "ТЭК СПб", которые невозможно реконструировать, не привлекая инвесторов. Жилой фонд района в катастрофическом состоянии. Из девятисот подвалов затоплены более семисот. Подавляющее большинство квартир - "коммуналки", которые пока не имеют перспектив на расселение. Город может решать эти проблемы, использовав бюджетные средства, но более рационально вложить государственные деньги в создание условий для привлечения инвестиций. При реализации своих проектов инвесторы решат проблемы развития инфраструктуры и вернут городу затраченные средства в виде налогов.
В Комитете по градостроительству и архитектуре рассматриваются возможности создания пешеходной зоны на части проспекта - от Каменноостровского проспекта (Ординарной улицы) до Введенской улицы. Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству заказал ЗАО "Инвестпроект" обсчет транспортных потоков и определение возможных вариантов их перераспределения вкупе с предварительной оценкой различных аспектов проблемы. Директор "Инвестпроекта" Александр Солодкий изначально считал и считает, что создание пешеходной зоны на Большом проспекте нанесет огромный ущерб городу. Все предлагаемые варианты, по его мнению, заведомо неприемлемы, и в выполненном исследовании оглашаются именно такие выводы. Но вице-губернатор Александр См#ирнов на одном из заседаний Городского штаба благоустройства снял этот вопрос с повестки дня, бросив на стол сброшюрованный экземпляр разработок этой весьма уважаемой организации. "Не объясняйте мне, как НЕ сделать. Найдите мне пути решения проблемы", - сказал Александр Смирнов.
Именно пути решения проблем, которые могут возникнуть при создании пешеходной зоны, обсуждаются в недрах КГА. Благо время есть: реализация столь масштабного проекта возможна только после празднования 300-летия Петербурга.
Основные проблемы, которые придется решать при строительстве пешеходной зоны, - очевидны. Одна из них - обеспечение транспортного обслуживания объектов - магазинов и ресторанов. В создание внутриквартальных подъездов транспорта "с тыла" нужно вкладывать миллиарды. Так что принято предварительное решение: немногочисленные машины, занимающиеся подвозкой товаров, можно пустить прямо по территории пешеходной зоны (для погрузки-разгрузки транспорт у нас ездит везде - по тротуарам Невского проспекта, Дворцовой площади, по любой из существующих пешеходных зон). А поскольку производственных предприятий внутри будущей пешеходной зоны нет, и к магазинам в сутки подъезжают единицы машин, на "пешеходность" проспекта это существенного влияния не окажет.
Более сложная проблема - хранение личного транспорта. Днем Большой проспект "забит" стоящими машинами, а вечером пустеет, то есть в основном здесь стоят автомобили тех, кто приезжает не домой, а на работу или в магазины. Практически на всех ближайших улицах ставить машины негде. И если нельзя будет припарковаться, то не будет и посетителей торговых и сервисных предприятий. А значит, не будет и инвестиций. Решение проблемы - в строительстве паркингов. Разумеется, не за бюджетные деньги, а за счет инвесторов. Специалисты Ассоциации проектных и строительных предприятий "Гаражное строительство" насчитали двадцать возможных мест постройки паркингов.
Есть проблемы с общественным транспортом: некуда перенести троллейбусный маршрут, идущ#ий с Гражданки к метро "Спортивная". Рассматриваются проекты запуска маршрута "в обход" или же его замена автобусным. Но самое сложное - куда направить весь частный транспорт, чтобы Петроградский район не стал одной большой пробкой. "Инвестпроект" рассматривал пять вариантов. Но ни один пока не выбран.
Представители бизнеса неоднозначно относятся к возможности создания пешеходной зоны на Большом проспекте. Федор Балабанов, старший менеджер агентства недвижимости "Динас", считает, что после появления пешеходной зоны стоимость жилья и коммерческой недвижимости в этом районе значительно увеличится. А вот Борис Гвоздов, генеральный директор ЦН "Ината", считает, что с закрытием автомобильного движения город потеряет торговую зону, которая сложилась на Большом проспекте. "Сейчас вся торговля идет только за счет тех, кто проезжает по проспекту на машине. В случае создания пешеходной зоны покупателей станет значительно меньше", - опасается г-н Гвоздов и не без оснований: "Инате" принадлежит одноименный торговый дом на Большом и плавучий ресторан "Парус" рядом со стадионом "Петровский".
Впрочем, помимо масштабной реконструкции, связанной с открытием пешеходной зоны, дискутируется и другой вариант - создание "зоны повышенной комфортности движения транспорта и пешеходов" - запрещение на всем протяжении магистрали парковки, перенесение ее на соседние улицы, расширение тротуаров Большого проспекта и внедрение дорогостоящей (и малоэффективной) автоматизированной системы управления дорожным движением.
Однако на Большом пропускная способность практически исчерпана. Если он сузится, она станет еще меньше. На проезжей части из трех полос одну необходимо зарезервировать за общественным транспортом. Пробки неизбежны. Какой из вариантов будет выбран, пока трудно предположить, но очевидно, что городские чиновники избрали генеральную линию - создать условия, чтобы инвесторы решили проблемы этой части района самостоятельно.
"Деловая Панорама"
|