2004-02-17 00:00:00
"Встает заря угрюмая с дымами в тишине, Трансваль, Трансваль, страна моя, ты вся горишь в огне". Вряд ли кто-то может объяснить, почему устроители парка развлечений на юге Москвы избрали для него название, в России прочно ассоциирующееся с печальной песней про англо-бурскую войну. Но теория о мистических отношениях имени и судьбы на этот раз, увы, подтвердилась. Впрочем, "печать судьбы" проявилась на комплексе в Ясеневе не только в этой связи. Огромный аквапарк возвели рекордными для подобных объектов темпами (полтора года), стремясь сдать его к Дню города. А сдали даже раньше ? к 22 июня, дате для России трагической. Конечно, обеспеченная часть горожан, измученная терзавшими в то лето столицу жарой, засухой и смогом, смогла быстрее найти спасение от капризов погоды. Но советская традиция приурочивать сдачи важных объектов к не менее важным датам и подгонять строительство во имя рекордов, вероятно, сказалась на качестве работ. По крайней мере, о вероятности этого говорят специалисты, сравнивая строительство "Трансвааль-парка" на Голубинской улице с другими ударными стройками. В частности, со знаменитым Лужнецким метромостом, который также возвели в невиданно короткие сроки, однако, завершая строительство в лютую зимнюю стужу, применили "новаторский" бетон, который на морозе быстро схватывался, но, как потом выяснилось, оказался непрочным (метромост затем "затрещал", и на его реконструкцию понадобились 19 лет). Говорить о каких-либо конкретных версиях случившегося в аквапарке ? произошло ли обрушение крыши вследствие низкого качества стройматериалов, технологических ошибок при возведении объекта, или ошибки были заложены еще на стадии проектирования ? пока рано. Во всяком случае Госстрой пока приостановил действие лицензий проектировавшей "Трансвааль" фирмы ООО "Сергей Киселев и партнеры", а также основного исполнителя работ ? турецкой строительной компании Kochak Insaat Ltd. Ведутся проверки и всех зданий со сложным рельефом крыш, в том числе тех, которыеуже сп#роектировали и возвели в столице эти компании (к слову, еще три года назад ООО "С. Киселев" выиграло тендер на разработку проекта аквапарка в Ханты-Мансийске, а строить его должна была все та же Kochak). Впрочем, версия о том, что во всем виноват снег, в изобилии скопившийся на "китовом хвосте", прикрывавшем верх "Трансвааля", постепенно отпадает. Жесткие нормативы по нагрузке на кв. м крыши не могли быть перекрыты даже изобилием снега, характерным для нынешней зимы. Да и выпуклая форма "хвоста" не могла способствовать накоплению осадков на крыше здания. По словам представителя корпорации "ТемпСтройСистема", возможно, причинами трагедии могли стать применение нестойкого к влаге минераловатного утеплителя и недостаточная пароизоляция кровли. По тем же причинам в 1980-е гг. катастрофа произошла в аквапарке в Париже. При средней температуре воды в бассейне 26 градусов только с одного кв. м в час испаряется 230 грамм воды, которая вся скапливается под крышей. Если наверху использован плохой и к тому же ненадежно защищенный утеплитель, он быстро впитывает влагу и тяжелеет, особенно если и система вентиляции работает неважно. К тому же могли сказаться и особенности российского климата ? разница температур под крышей аквапарка и над ней могла достигать этой зимой 40, а то и 50 градусов. Не все материалы, включая бетон и металл, могли такую разницу, особенно в условиях высокой влажности, выдержать. Есть и другая российская, точнее, московская особенность ? ее грунт, плывучесть которого не всегда можно компенсировать даже прочным фундаментом. Опять же роковые испарения здесь могли сыграть свою роль. Однако списать все на климат и грунт сложно, хотя заметим, что строительные трагедии происходят и в странах с куда лучшими температурными условиями, в той же Франции например. Или в Израиле, где два года назад внезапно обрушилась стена дворца бракосочетаний "Версаль" (погибло 25 человек). За какие-то 10 дней до происшествия в Москве рухнул жилой дом в турецком городе Конья (#более 90 погибших и пропавших без вести). Не без связи с этим обстоятельством на "турецкий фактор" в связи с событиями в Ясеневе особенно указывают некоторые московские строители. Дескать, не то качество работ, да к тому же оно даже не турецкое, а таджикское и т.д. Впрочем, если следовать этой логике, то в Москве следует проверить десятки зданий, в свое время возведенных или отремонтированных фирмами из бывшей Оттоманской империи. И особенно необходимо проверить резиденцию российского правительства ? Белый дом, где последствия разрыва кумулятивных снарядов в 1993 г. устраняли как раз турки. В любом случае говорить о конкретных виновниках пока рано. Однако несомненно, что трагедия в Ясеневе может послужить поводом к серьезным проверкам в столичном строительном комплексе. А если повезет, и к отказу от гигантомании, к которой питают слабость в Москве и чиновники, и девелоперы. Трудно объяснить, если, конечно, исключить соображения побыстрее получить прибыль за счет потока посетителей, зачем необходимо было сразу возводить в Москве, не имея соответствующего опыта (отсутствовали даже ГОСТы на подобные водные объекты), "самый большой в Европе аквапарк" площадью 20200 кв. м. Компании ЕТС, осуществившей при поддержке Сбербанка строительство, этот гигантизм и соответствующие расходы вышли боком, и она вынуждена была уступить свое детище "Терра Ойл". К слову, в Хельсинки перед строительством огромной "Серены" было много опасений, по поводу особенностей местного климата в частности. Но у финнов уже был опыт других аквапарков, к тому же и "Серена" получилась почти в два раза меньше, чем ее московский аналог. Соответственно, меньше и риск. К сожалению, в России все еще предпочитают рисковать, и рисковать чужими жизнями.
РИА РосБизнесКонсалтинг
|