2005-12-15 13:24:18
Прибыль «Шатуры» пропала в канализации
Со стабилизацией тарифов ЖКХ компания рассчитывает улучшить свои финансовые показатели в следующем году
Вчера мебельная компания «Шатура» сообщила, что в 2005 г. рассчитывает получить чистую прибыль не меньше, чем в прошлом году, когда она составила 164,7 млн руб. При этом, отметили в компании, если этот прогноз сбудется, то можно считать, что в 2005 г. «Шатура» отработала хорошо, учитывая общую ситуацию на мебельном рынке России. По мнению генерального директора компании Валентина Зверева, главным фактором, препятствующим росту прибыли, можно считать рост в 2005 г. тарифов ЖКХ, что стало причиной снижения покупательского спроса на продукцию мебельного производителя. Однако, как считают аналитики рынка, винить во всем только лишь тарифы ЖКХ не вполне объективно. Главной проблемой «Шатуры», на их взгляд, является активизация региональных производителей мебели, которые предлагают рынку продукцию, не уступающую по цене и качеству товарам «Шатуры».
ОАО «Мебельная компания "Шатура"» – крупнейший производитель мебели в России. За 9 месяцев прошлого года выручка компании составила 2,4 млрд руб., чистая прибыль – 120,6 млн руб. За весь 2004 г. компания продала продукции на 3,6 млрд руб. Крупнейшим акционером «Шатуры» является ее генеральный директор Валентин Зверев, которому принадлежит 44,6% уставного капитала (59,1% обыкновенных акций). На балансе ЗАО «Кубок+», 100%-ной «дочки» «Шатуры», находится еще 17,9% акций компании, в том числе 14,9% – обыкновенных. На балансе самой «Шатуры» по состоянию на конец 2004 г. находилось 8,63% акционерного капитала (11,5% обыкновенных акций). Институциональные инвесторы владеют 16,4% акций компании (5%). «Шатуре» принадлежит 12% российского производства мебели. Продукция предприятия представлена более чем в 300 магазинах России и стран СНГ, работающих на условиях франчайзинга. Компания производит корпусную мебель для дома и офиса, рассчитанную на средний класс.
В «Шатуре» ожидаемое сохранение чистой прибыли на уровне прошлого года считают достижением, ссылаясь на то, что в первом полугодии у российских мебельных компаний был глубокий спад и в производстве, и в продажах продукции (на 20-25% к аналогичному периоду предыдущего года). Такая картина, как говорят в компании, сложилась вследствие снижения платежеспособности основных покупателей из-за резкого роста цен на услуги ЖКХ в стране. «В начале этого года одновременно произошел рост тарифов ЖКХ и монетизация льгот. Эти два фактора в совокупности с их не вполне достойным политическим и информационным сопровождением привели к снижению потребительских ожиданий покупателей. Когда такое происходит, люди перестают покупать товары долговременного спроса», – сказал RBC daily руководитель департамента по связям с общественностью «Шатуры» Вадим Бахтов. По словам Валентина Зверева, такое положение дел и стало причиной того, что по итогам первого полугодия 2005 г. компания получила чистый убыток – 23,4 млн руб. Но затем, отмечает г-н Зверев, рынок восстановился, на нем стало наблюдаться оживление, что позволило «Шатуре» получить чистую прибыль в целом за 9 месяцев в размере 19,4 млн руб. «Будущее российской мебельной промышленности во многом зависит от деятельности нашего правительства. Если ему удастся обуздать рост цен на услуги ЖКХ, то тогда уже можно будет говорить о неплохих перспективах на 2006 год в целом для российской мебельной промышленности, в частности, для мебельной компании «Шатура», – уверен г-н Бахтов.
Другие российские производители мебели согласны с той оценкой рынка, которую предлагает «Шатура». «В первом полугодии на мебельном рынке действительно наблюдался спад спроса, – заявил RBC daily коммерческий директор ПТГ «Юнитекс» Алексей Вышкварко. – По нашему мнению, в секторе бытовой мебели он был обусловлен не только повышением тарифов ЖКХ, но и ростом цен на продовольственные товары, а также денежной компенсацией льгот, что действительно снизило платежеспособность многих покупателей бытовой мебели». По словам г-на Вышкварко, для компании «Юнитекс» в условиях рыночного спада, как и для «Шатуры», сохранить уровень ежегодного роста в 20-25% было сложной задачей, которую, впрочем, также удалось решить.
Между тем эксперты рынка несколько иначе оценивают тот факт, что «Шатуре» не удалось в этом году добиться увеличения чистой прибыли. В частности, по их мнению, убыток в первом полугодии можно объяснить традиционным для начала года спадом продаж, который вне зависимости от стоимости услуг ЖКХ повторяется год от года. Кроме того, по мнению ведущего специалиста Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности Андрея Радухина, в этом году усилилась конкуренция на внутреннем рынке, из-за чего как «Шатура», так и другие участники рынка испытывали трудности. «Помимо конкуренции с иностранными производителями, в прошлом году раскрутились российские компании, которые представили на рынок предложение, оказавшееся не хуже, чем у «Шатуры» и у других компаний из тех, что давно присутствуют на рынке, – заявил г-н Радухин RBC daily. – Наращивали мощности такие компании, как брянская «Катюша», «Ульяновск-мебель» и т. д. В результате в какой-то степени предложение превышало спрос».
В самой «Шатуре» не согласны с тем, что активность российских производителей мебели каким-то образом могла повлиять на соотношение сил на рынке. По словам Вадима Бахтова, российские мебельщики продолжают испытывать давление иностранных производителей и нелегального рынка. «Конкуренция со стороны иностранных производителей есть и постоянно усиливается, но тут надо обратить внимание на то, что основными конкурентами для нас все же является «черный» импорт и «черное» российское производство», – отметил г-н Бахтов.
|