2005-11-07 00:00:00
Профессиональные объединения - это форма обмена информацией между коллегами по поводу данного бизнеса и перспектив его развития. Две стороны одной медали Несмотря на родство, функции у профсоюзов и профобъединений абсолютно разные, поэтому для начала необходимо определиться, что, собственно, мы понимаем под этими понятиями. В профсоюзы вступают мелкие служащие и рабочие с целью получить квалифицированную помощь в случае возникновения конфликтных ситуаций с работодателем. В советский период профсоюзные ячейки были на всех предприятиях. Сегодня таких организаций стало значительно меньше, но они по-прежнему выполняют те же функции, а их членами являются наемные работники самых различных отраслей. Советский государственный строй считал такие объединения одним из признаков капитализма, поэтому в истории российских профессиональных организаций существует весьма существенный разрыв. С началом рыночных отношений участники бизнес-сообщества вновь стали искать возможности вместе решать, как строить эти отношения. Евгений Проскурин, президент Южной гильдии риэлторов и оценщиков (ЮГРО), член Национального совета Российской гильдии риэлторов: - В профессиональном сообществе возникает потребность в объединении, в первую очередь, на фоне резких попыток государства изменить, перекроить, перестроить фундаментальные условия существования того или иного сектора рыночной экономики. Особенно если эти регулятивные механизмы "сверху" затрагивают условия жизнедеятельности операторов рынка. Причем неважно - ухудшают или улучшают их положение. Например, после введения лицензирования риэлторской деятельности в середине 1990-х годов в противовес возникли профессиональные объединения по всей России, сплоченные вокруг опасности "не пройти" лицензирование. А в 2001 году, после отмены того же лицензирования, - просто сумасшедший всплеск активности профобъединений - разработка и утверждение в Госстандарте своего единого профессионального Стандарта работы. Механизмы по его применению: сертифи#кация, аттестация, увеличение членской базы в десятки раз. А в итоге то, к чему должны идти все профессиональные объединения, - саморегулирование рынка. Существование объединений предпринимателей сегодня актуально еще и потому, что в соответствии с законом "О техническом регулировании" государство устраняется от разработки требований к сертификации, теперь этим будут заниматься саморегулируемые профессиональные объединения. Важно, чтобы эти нормы были не в ущерб потребителю, а добиться равновесия между интересами потребителя и поставщика услуг возможно лишь благодаря тесному сотрудничеству бизнес-сообщества и власти. Дмитрий Паршиков, генеральный директор ЗАО "Фирма "Резон", президент Ассоциации рекламных агентств г. Ростова-на-Дону (АРА): - Без таких сообществ развитие цивилизованного рынка невозможно. Это подтверждается мировой практикой, которая оправдывает себя на протяжении многих лет. В Европе и США саморегулируемые сообщества позволяют работать без законов. Кстати, установка российских властей на то, чтобы компании работали только посредством профессиональных сообществ, связана с тем, что так удобнее строить взаимодействие. Что же это такое? Профессиональные объединения - это некоммерческие общественные организации, в которые входят люди одной профессии (или отрасли) с целью установления коммуникации между участниками общего для них рынка, обмена информацией, лоббирования интересов отрасли и ряда других функций. С профсоюзами их роднит только функция объединения, однако цели и задачи у этих структур совершенно различные. Профессиональные объединения выполняют различные функции, но мотивация вступления в них обусловлена всего двумя факторами. Во-первых, вступать в различные гильдии и союзы побуждает само состояние развития определенных рыночных сегментов. Игорь Скрягин, бизнес-консультант: - Если конкуренция внутри отрасли очень высока, то люди, которые занимаются одним бизнесом, помимо конфронтации на рынке, чувствуют настоятельную потребность в пр#ямых контактах с коллегами. Особенно остро это ощущается в тех областях, где бизнес недостаточно или вовсе не регулируется на законодательном уровне. Возникает необходимость в саморегулировании, в основном на уровне профессиональной этики. Первые такие объединения в России на новом историческом этапе появились на фондовом рынке, одной из самых сложных областей бизнеса, за изменениями которой законодательство просто не успевало. Несмотря на мировой опыт решения подобных задач, и исторические, и стартовые условия в России были немного иные, поэтому прямое заимствование без изменений и адаптации использовать не получается. А это требует времени. Игорь Скрягин: - Есть целые "белые поля", например, консалтинговые услуги, которые на законодательном уровне никак не регулируются. И в какой-то момент те, кто занимается этим бизнесом, осознают, что они недостаточно респектабельны для потенциальных клиентов именно по этой причине. А раз не регулируют сверху, то нужно саморегулирование, нужно объединяться в профессиональные ассоциации, разрабатывать профессиональную этику, вырабатывать общие правила игры, по которым будет развиваться рынок. Дочки-матери На региональном уровне потребность в объединении появилась сначала в самых развитых областях бизнеса, например, в сфере операций с недвижимостью. Гильдия риэлторов и оценщиков появилась одной из первых в нашем городе и до сих пор является крупнейшим профессиональным объединением и коллективным членом Российской гильдии риэлторов. В эту организацию входит около 1 500 юридических фирм со всей России (а за каждым юрлицом стоят порой сотни, а в Москве - тысячи риэлторов). Все они находятся в условиях жесточайшей конкуренции при практическом отсутствии нормативно-регламентирующей роли государства в развитии этого сектора экономики. И это при том, что профессия риэлтора в России считается новой, самого института собственности в прошлом веке просто не существовало. Специалистам пришлось устанавливать свои правила игры и выживани#я в условиях стихийно развивающегося рынка. Алексей Овчинников: - Общение происходит между коллегами, которые могут быть и прямыми конкурентами в том числе, но занимаются одним делом и имеют одинаковые цели и проблемы. А мотивы у всех одни То есть, в принципе, в профессиональные ассоциации входят те же люди, что и в профсоюзы, но уже с другими целями. В профсоюзы входят мелкие служащие и рабочие, а вот менеджеры среднего звена и топ-менеджмент в настоящее время не вступают в подобные организации, заранее демонстрируя свою лояльность собственнику бизнеса. В профессиональные ассоциации объединяются главным образом руководители (как собственники, так и наемные топ-менеджеры) и ведущие специалисты. В принципе, цель защитить свои интересы сходна с профсоюзами, но в этом случае требуется защитить интересы отрасли, и поодиночке это сделать невозможно. Отдельное обращение - это частность, а общественное - это уже сила. Дмитрий Паршиков: - В профессиональном сообществе возникает потребность в объединении, когда есть определенная зрелость рынка, то есть несколько конкурентных субъектов, заинтересованных в стратегическом развитии общей области бизнеса, готовых нести ответственность за весь рынок в целом и проявлять законодательные инициативы. Владимир Бородай, начальник управления потребительского рынка товаров и услуг Администрации Ростовской области: - Объединение происходит также с целью минимизировать свои издержки (в закупочной деятельности, например). Иногда причиной могут служить и недостатки в государственном регулировании. Таким образом, защита корпоративных (в широком смысле) интересов является одним их важнейших мотивов, подталкивающих к объединению. Люди одной профессии стремятся вместе решать профессиональные вопросы, потому что кроме них эти проблемы, в принципе, никого и не интересуют. Галина Агуреева, генеральный директор компании "Тренинг-Мастер Юг", вице-президент Южно-Российского клуба HR-менеджеров: - Наиболее часто потребность в создании про#фобъединения возникает, когда профессия еще молодая, зачастую ее нет даже в едином реестре профессий, нет единых стандартов, специального базового образования, критериев оценки эффективности работы специалиста. Евгений Проскурин: - Профобъединения выполняют несколько функций, среди которых помимо стремления регулировать рынок, есть и образовательная деятельность (в первую очередь для повышения профессионализма участников рынка), и создание максимальной прозрачности рынка, установление правил игры, и самореализация лидеров рынка, наконец.
Таким образом, в самом общем виде потребности в профессиональном объединении можно условно разделить на несколько групп: * поддержание репутации отрасли, престижа профессии; * саморегулирование рынка; * получение информации о деятельности конкурентов, обмен опытом; * сохранение конкурентоспособности; * повышение личного профессионализма и проявление общественной активности. В системе бизнес-коммуникаций профессиональные объединения играют весьма существенную роль, выполняя функции самоуправляющейся и саморазвивающейся структуры, вырабатывая кодексы профессиональных и этических норм, создавая институт общественных организаций. Однако несмотря на все положительные моменты, потребность в таком объединении возникает на личностном уровне у каждого участника рынка в отдельности и объективно зависит только от уровня конкуренции и состояния государственного регулирования отрасли. Зато уже созданные профорганизации притягивают к себе новых членов как магнит: конкуренты общаются между собой, делятся информацией и решают общие проблемы. Свою роль играет, конечно, и любопытство, к тому же мало кто решится остаться за бортом, и, возможно, упустить потенциальную выгоду. Так что, господа специалисты, давайте общаться!
http://www.real-business.ru
RostovEstate
|