2001-06-18 00:00:00
13 июня состоялось заседание Комитета по аренде жилой недвижимости Ассоциации риэлтеров Санкт-Петербурга. Комитет приступил к разработке единых стандартов работы в этом секторе рынка. Сразу же выявились противоречия и различия в технологиях работы фирм, так что работа предстоит нелегкая. Проблема оказания качественных услуг на рынке аренды жилья стоит гораздо острее, чем может показаться на первый взгляд. С одной стороны, рынок подрывается информационными агентствами, которые попросту обманывают клиентов, с другой - наблюдается демпинг со стороны ряда риэлтерских фирм. Некоторые компании снижают размер комиссионных за счет сокращения комплекса оказываемых услуг, тем самым повышая риски для арендодателей и арендаторов. Еженедельно в консультационный центр Ассоциации риэлтеров обращается 2-3 гражданина, обманутых информационными агентствами. Реально количество пострадавших, естественно, на порядок больше. Чаще всего клиент, заплатив 300-400 рублей за список уже сданных или никогда не сдававшихся объектов, смиряется с обманом. Он считает это хорошим уроком и справедливым наказанием, дескать, ни гонялся бы ты, поп, за дешевизной. Что касается работы собственно риэлтерских фирм, то здесь выявилось противоречие между политикой больших и малых компаний. Крупные агентства оценивают свою работу в 100% от месячной арендной платы за жилье, небольшие компании, пытаясь любыми способами удержать клиента, заявляют о гибкой системе скидок. Впоследствии такая "гибкость" оборачивается снижением комиссионных на 20-50%. По словам председателя Комитета по аренде Елены Исаенко ("Бекар"), компромисс может быть найден, если установить максимально возможный размер скидки и условия ее предоставления. Сейчас этот вопрос находится в стадии обсуждения. Г-жа Исаенко предлагает установить в качестве максимума 20%. И предоставлять такую скидку при повторном обращении и при аренде дорогих квартир (планка колеблется в пределах $150-300/в мес.). Также комитетом обсуждался вопрос заключения эксклюзив#ных договоров с арендодателями. Сегодня практика взимания комиссионных с арендодателя (в размере 20-50%) является скорее исключением, нежели правилом - сознание клиентов пока к этому не готово. Тем не менее такая форма имеет будущее: агентства готовы оказывать за эти деньги дополнительные услуги. Помимо расширенной рекламы объекта и более тщательной проверки личности арендатора, это может быть страхование имущества сдаваемой квартиры. Из выступления директора по страхованию "Первой титульной страховой компании" Маргариты Березовской, члены комитета сделали вывод, что они в состоянии выплатить страховую премию по таким договорам из своих комиссионных. Все эти аспекты, а также ряд других, которые еще будут обсуждаться комитетом, планируется внести в специальный документ - Профессиональные стандарты работы на рынке аренды жилья. Их внедрение, по крайней мере ведущими агентствами, поможет клиентам отличить риэлтерские услуги добросовестных фирм от профанации и мошенничества всех прочих.
Ассоциация профессионалов рынка недвижимости Санкт-Петербурга
|