2001-06-14 00:00:00
В самой крупной весенней международной мебельной выставке "Евроэкспомебель-2001" в Сокольниках приняли участие 610 фирм из 23 стран мира.
Шикарные столовые и спальни соседствовали со скромной мебелью, адресованной более широкому кругу потребителей, и все это вместе создавало картину бьющего в глаза изобилия, способного удовлетворить любые вкусовые пристрастия. Организаторы, в число которых, кроме самого Культурно-выставочного центра "Сокольники", входили Министерство промышленности, науки и технологий РФ, Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России, АО "Центромебель" и ОАО "Центрлесэкспо", постарались сделать все возможное, чтобы на доступных выставочных площадях создать модель отечественного мебельного рынка.
На сегодняшний день такое наглядное представление с участием всех значительных мебельных фирм - не просто коммерческо-деловая акция, но еще и возможность проанализировать состояние дел в этой сфере отечественной промышленности. А в ней не все так благополучно, как на выставочных стендах. Чтобы разобраться с тем, что же все-таки происходит с нашей мебелью, стоило побывать на пресс-конференции, которая состоялась почти сразу после открытия выставки.
Приветственные речи и вполне заслуженные поздравления организаторам этого второго по значимости российского мебельного форума закончились очень быстро, поскольку главным на повестке дня было обсуждение наболевших вопросов. По официальной точке зрения, которую озвучила заместитель руководителя Департамента лесопромышленного комплекса Минпромнауки России С.Г.Кржижановская, мебельное производство страны продолжает развиваться, правда, в несколько замедленном темпе по сравнению с минувшим годом. И не то, чтобы не было спроса на его продукцию. Есть. Кровати и шкафы нужны всем. Беда в том, что слишком мала покупательная способность у нашего населения. В странах Европы и Америки потребление мебели в год составляет $100-200 на человека, а#у нас по данным 2000 года - $10.
Понятно, что цифра эта средняя, складывающаяся из покупок на сотни тысяч долларов в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах и приближающихся к нулю в забытых богом отдаленных уголках нашей огромной страны. Среднестатистический россиянин, не предъявляющий излишних претензий к дизайну и качеству, покупает по отдельности, в силу жизненной необходимости, не слишком презентабельного вида отечественные столы, стулья, диваны и кровати. Старый проверенный годами принцип: качеством - похуже, количеством - побольше, - будет действовать до тех пор, пока жизненный уровень населения не повысится.
Только некоторым нашим компаниям, которые можно пересчитать по пальцам, удалось прорвать на сегодняшний день этот порочный круг и заслужить право выставляться на престижных мировых салонах мебели. "Мебель Черноземья", "Шатура", "Охтинский дом", "Электрогорскмебель", "Интерьер" и другие действительно делают хорошую, вполне конкурентоспособную мебель. Но слишком мала ее доля в общем потоке отечественной мебели, которую производят в 77 регионах России.
С другой стороны, существует очень серьезная внешняя проблема - увеличение количества импортной мебели на сегодняшнем рынке. В минувшем году она составляла 38% от общего объема продаж, а это на 24% больше по сравнению с 1999 годом. Кончилось благодатное время для нашей мебельной промышленности, наступившее сразу после дефолта. Темпы возвращения на российский рынок иностранцев в нынешнем году еще более высокие.
По мнению специалистов, удерживаются и выигрывают те компании, которые полностью перешли на отечественные материалы и выпускают импортозамещающую продукцию. Беда в том, что отечественных материалов на всех желающих не хватает. Да и распределено их производство по стране крайне неравномерно.
Особенный дефицит мебельная промышленность испытывает в плитах ДСП и МДФ. Слишком медленно растет у нас их производство, не успевает за спросом. Поэтому и покупают их все больше на Западе, #что очень неблагоприятно сказывается на ценах для российских покупателей.
Наиболее четко причину резкого спада производства и реализации мебели сформулировал А.Д.Шнабель, заместитель генерального директора Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности, в сферу деятельности которой главным пунктом входит защита отечественного производителя. Внутренний рынок страны, не успевший за отпущенный благоприятный период набрать для конкурентной борьбы нужной формы, оказался вновь зажатым в тиски. С одной стороны, давят возросшие тарифы на электроэнергию и транспорт, а с другой - увеличивающийся на глазах приток западной мебели.
Проводимая российским правительством политика в области таможенных пошлин, которые почему-то на ввоз готовой зарубежной мебели занижены, а на ввоз дефицитных комплектующих завышены, ну никак не способствует развитию отечественной мебельной промышленности. Мало того, таможенные органы, в задачу которых входит жесткий контроль за легитимностью ввозимого товара, настолько усердствуют, что увеличение сроков прохождения через их инстанции в несколько раз стало почти нормой. ДСП и фурнитура, необходимые для производства конкурентоспособной мебели, залеживаются на таможенных складах.
Конечно, борьба с неучтенным импортом - дело очень важное, не понятно только, почему от этого должны страдать честные производители. Они платят штрафы, теряют деньги, которые приходится платить за вынужденное хранение товара на тех же таможенных складах, а, кроме того, увеличивают расходы на электроэнергию и транспорт. Понятно, что все эти дополнительные траты сказываются на увеличении стоимости мебели, которая уже не только по качеству и дизайну проигрывает Западу, но и по цене мало выигрывает. Где уж тут говорить о развитии.
Даже с учетом всех произошедших в лучшую сторону сдвигов в производстве отечественной мебели за последние два года, положение дел в этой области, мягко говоря, оставляет желать лучшего. При всей роскоши мебели, заполнившей пави#льоны прошедшей выставки, не стоит забывать, что вся Россия производит мебели на сумму $700 млн. в год, а маленькая Польша только экспортирует на внешний рынок мебели на сумму $2,5 миллиарда. Доля нашего экспорта, хоть и возросла, но еще очень мала, всего $80 миллионов, и интерес представляет пока в основном только для слаборазвитых стран. Потому-то Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности, так же, впрочем, как и другие участники пресс-конференции, прилагает все возможные усилия, чтобы пройти этап спада по возможности без больших потерь, и считает, что правительству необходимо срочно обратить внимание на положение дел в этой отрасли.
Несколько лучше положение дел в Москве. В столице разработали и уже утвердили "Программу московской мебели", которая вошла в комплексный план развития города. По словам заместителя генерального директора АО "Центромебель" А.А.Буянова, первые результаты ее работы мы должны ощутить уже в нынешнем году. По этой программе Правительство Москвы обязалось предоставить необходимые средства для того, чтобы предприятия могли брать кредиты с погашением 50% ставки за счет бюджетных средств. Конкурс уже объявлен. Сейчас идет отбор проектов. Победителей ждет шанс поправить свои дела за счет модернизации производства и вписаться в диктующий жесткие условия современный рынок.
Все выступавшие на пресс-конференции отметил, что организация Сокольнической выставки - как раз и есть один из предпринятых шагов на этом пути, поскольку другого более оптимального способа для налаживания деловых отношений и интеграционных связей, кроме как участие во всевозможных международных мебельных салонах просто не существует.
Ежедневная газета "Квартира, Дача, Офис"
|