2001-06-13 00:00:00
Программа "Общественное признание", работающая уже четыре года, получила полное доверие властей Петербурга и Ленинградской области. Каждое правительство даровало ей официальный статус, сделав городской и областной. А недавно в рамках программы подвели итоги второго этапа конкурса, проведенного по новым правилам, в строительной отрасли. По мнению членов экспертного совета, на знак "Общественное признание" могут претендовать 29 компаний. Всего же было обследовано более 1,2 тыс. крупных и средних предприятий, из которых к участию в конкурсе допустили лишь 44. Комплексная оценка деятельности каждой компании производилась разными группами: экспертами, потребителями, работниками самой фирмы, конкурентами и партнерами, государственными органами. Социологические исследования проводила компания "Gallup Санкт-Петербург". Для более корректного обследования все фирмы, принявшие участие во втором этапе, были сгруппированы в семь секторов: "Инвестиционные компании", "Архитектурные, проектные и изыскательские компании", "Генеральные подрядчики: строительство, реконструкция жилых домов", "Генеральные подрядчики". "Производственное строительство", "Специализированные компании, выполняющие работы по субподряду", "Специализированные компании: работа по прямым договорам с заказчиком" и "Производство и поставка на объекты строительных материалов и изделий". В ходе конкурсного отбора вскрылась масса проблем строительной отрасли, связанных как с внешними объективными факторами, так и с внутренними, присущими компаниям определенного сектора. Самым волнующим для предприятий, занимающихся проектированием, оказался вопрос недостаточного и нерегулярного финансирования. У заказчика-города, например, нет необходимых средств для оплаты труда проектировщиков по комплексному благоустройству городских объектов. Исполнители идут на компромисс "как за эти деньги сделать что-то". От этого страдает в первую очередь качество проектных работ. По мнению экспертов, постоянное желание заказчиков-инвес#торов заставить проектировать по демпинговым ценам - это проявление неуважения к самой профессии проектировщика. Финансовая нестабильность среди компаний этого сектора обусловлена низкой ценой проектных работ, утвержденной Госстроем. Методика определения стоимости устарела. Коэффициент на цены учитывает только рост инфляции по отношению к 80-90-м годам, но в нем не заложены изменения структуры затрат, связанных с появлением новых технологий, компьютерной техники, электронных инструментов в арсенале проектировщиков лишь недавно. А раз нет средств, то невозможно обновлять парк оборудования, и компании не в состоянии развиваться. К тому же фирмы страдают и от маленького числа заказов. Это приводит к невостребованности потенциала таких фирм и потере высокопрофессиональных специалистов. Еще одна очень серьезная проблема этого сектора - слабая организация тендеров на выполнение работ. Их открытость и прозрачность вызывают у компаний большие сомнения. По мнению участников конкурса, -торги безобразно подготавливаются, плохо проводятся. Практически все уже проведенные подтверждают, что являются порочной практикой подбора проектировщиков. Их проведение просто бессмысленно? Однако компании-генподрядчики, занимающиеся строительством и реконструкцией жилых домов, придерживаются прямо противоположного мнения. Их беспокоит информационная закрытость рынка. Под ней подразумеваются ограниченное число участников рынка, устоявшиеся схемы работы и связи "поставщик-производитель" и особенно повышенная значимость личных связей. Новой фирме трудно войти в круг избранных. Такая ситуация тормозит развитие рынка, что в конечном итоге сказывается на качестве строительных работ. Закрытость рынка создает сложности и при выставлении оценок компаниям-конкурсантам. Многие эксперты, выбранные из бизнес-окружения генподрядчиков, предоставляли мало информации в обоснование своего решения. Одним из возможных решений этой проблемы компании считают проведение открытых тендеров. Пока что очень немн#огие застройщики следуют такой практике. Для руководителей ряда генподрядных компаний большую сложность представляют взаимоотношения с местными властями. Масса претензий по поводу непрофессиональной работы Комитета по строительству администрации города, неотлаженного механизма взаимодействия с административными структурами. Жалобы на чиновничий произвол и большие оброки при сборе техусловий на объекты. Проблемы проявляются при приобретении пятен под застройку. Как заметил один из экспертов, необходимо изменить регламент подготовки и согласования инвестиционно-тендерной документации, сжать сроки ее согласования. Бывает, что подготовка идет год, а результат неизвестен. Многие руководители компаний подчеркивают, что нужна правительственная программа поддержки всей строительной отрасли, в которую было бы включено формирование системы ипотечного кредитования и ссудосберегательных касс для стимулирования продаж и возможности привлече ния дольщиков. В Петербурге отсутствует и общее планирование развития строительного рынка, нет стабильных программ. С другой стороны, есть и проблемы внутрифирменного планирования, например его краткосрочность. Планы на год явно недостаточны для формирования и реализации строительных проектов. При оценке деятельности инвестиционно-строительных компаний экспертам сразу бросился в глаза диссонанс между производством и сбытом. Во многих фирмах до сих пор руководствуются старым принципом: сначала сделать то, что умеем, а после посмотреть, нужно ли это потребителю. Один из экспертов отметил, что спрос в отрасли значительно отстает от предложения. При огромном количестве пустующего жилья остается громадное число нуждающихся в нем. Складывается впечатление, что спрос и предложение вращаются на разных орбитах и никак не могут встретиться. Причем это мнение специалистов агентств по недвижимости, то есть тех структур, которые часто оказываются крайними во взаимоотношениях с потребителем. Многие компании не выдерживают сроки строительства, а штр#афы платят агентства. Интересен и еще один момент. Оценки качества работ компаний разных секторов экспертами и конечными потребителями находятся пока в явном противоречии с имеющимися у фирм званиями. Нет ни одной компании, к которой бы не предъявлялись многочисленные претензии по качеству. Оценка соотношения "цена-качество" конечными потребителями некоторых фирм могла бы вывести некоторые предприятия вообще за рамки программы, если бы не мнение экспертов, которые, безусловно, лучше знают подводные камни рынка. Кира Малинина
PressaSPb
|