2001-12-13 00:00:00
Причины роста цен на строительную продукцию обсуждали специалисты отрасли на прошедшей в "Союзпетрострое" конференции. По ее итогам был принят меморандум, в котором застройщики сформулировали свои предложения ко всем участникам инвестиционно-строительного процесса по оптимизации процесса ценообразования. Директор "Союзпетростроя" Лев Каплан считает, что себестоимость строительства вплотную приблизилась к ценам готовой строительной продукции. В основном это произошло из-за резкого увеличения цен на материальные ресурсы, причем со стороны поставщиков продукции, занимающих монопольное положение на рынке. Местному Территориальному управлению Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства необходимо активизировать работу по выявлению такого рода монополистов. Да и сами строители, по мнению Льва Каплана, должны обращаться в управление с заявлениями о случаях монопольно высоких цен. По оценкам специалистов, цены на щебень и гравий, сталь, железобетонные изделия и ряд других материалов возросли за 9 месяцев 2001 года в 2,5-3 раза, а с 1999 года - в 4-5 раз. Для того чтобы хоть как-то стабилизировать свою работу, застройщики пытаются заключать долгосрочные ценовые соглашения с производителями промышленной продукции. Однако это не всегда спасает, и некоторые крупные застройщики идут по пути создания или покупки производственных мощностей в рамках собственных объединений. Руководитель группы компаний ЛЭК Павел Андреев признается, что его компания всегда старалась рассчитываться с производителями загодя, однако они все равно умудряются диктовать свои условия. По словам Андреева, в сегодняшней российской экономике, создавая собственную производственную базу, можно существенно снизить риски. На сегодняшний день руководителем ЛЭКа рассматриваются варианты приобретения в ближайшем будущем цементного производства, а возможно - и домостроительного комбината. Павел Горячкин, руководитель Санкт-Петербургского регионального центра по ценообразованию в#строительстве считает иллюзией то, что себестоимость со временем будет снижаться. В 2002 году рост составит около 18%. Применение новых технологий вовсе не снижает себестоимость, а как раз наоборот. Но при этом растет качество, снижаются сроки и последующие эксплуатационные расходы. Не менее обременительными для домостроителей являются и так называемые непроизводственные расходы. К ним относятся отчисления на инфраструктуру, всевозможные платежи за экспертизы, согласования, разрешительные процедуры и т. п. В зависимости от конкретного проекта такие расходы достигают 35% от всех затрат на строительство. Именно с этой статьей расходов девелоперы готовы активно бороться, поскольку уверены, что многие из выплачиваемых ими сумм не имеют просчитанного экономического обоснования. Помимо отмены так называемой "двойной рыночной" оценки, используемой при заключении инвестиционных договоров, они настаивают на скорейшем принятии Законодательным собранием Петербурга местного градостроительного кодекса. В нем должен быть установлен окончательный порядок проектирования и инженерного обеспечения объектов строительства. Павел Горячкин также полагает, что рост себестоимости привел к тому, что в среднем прибыль домостроителя составляет 7-8%. Падение этой цифры ниже 5-6% может привести к кризисной ситуации. Мелкие фирмы, возводящие по одному дому, вредят рынку. Горячкин уверен, что необходимо провести "очистку" застройщиков с выделением наиболее крупных. После этого они могут рассчитывать на различные виды государственной поддержки, от юридической до финансовой. Определенная степень монополизации позволит реально задействовать резервы - начиная от строительных рисков до совместного давления на производителей и поставщиков ресурсов. Многие крупные участники жилищного рынка видят выход именно в квотировании объемов будущей застройки. Однако такая позиция, пропагандирующая создание на жилищном рынке олигополии, встречает резкий отпор со стороны мелких и средних застройщиков. Они вид#ят в этом прямое ущемление их экономических возможностей. Городская администрация пока занимает в этом противостоянии нейтральную позицию, утверждая, что не может оказывать давления на бизнес.
Газета "Деловой Петербург"
|