2002-12-25 00:00:00
Санкт-Петербург - это особый субъект РФ, культурная столица России ? "законодатель моды". Именно от нас идут революционные идеи, и здесь, а не в Москве, закладываются новые внутригосударственные традиции, хотя просыпающиеся регионы эту пальму первенства понемногу отвоевывают. Но для Санкт-Петербурга невозможно представить другую роль, которую ему определил основатель города Петр Первый ровно 300 лет назад. Теперь о сути вопроса. Петербургские территории исторически делятся на четыре категории. Первая - исторический центр города. Район, который является заповедной зоной, охраняется не только государством Российским, но и находится под защитой Юнеско. Жилой фонд - фундаментальные здания дореволюционной застройки: дворцы и присутственные места, доходные дома. Вторая, - это Московская застава, Выборгская и Петроградская сторона, Автово - рабочие районы с крупными промышленными предприятиями и учреждениями, с основательными домами сталинской застройки. Третья - окраинные территории: Ржевка, Веселый поселок, Купчино и другие спальные районы с домами ? "хрущебами", которые строились на двадцать давно прошедших лет, а также современные застройки - Приморский, Гражданский пр., пр. Ветеранов и т.п. Четвертая - пригороды. Как правило, это населенные пункты - спутники промышленных предприятий, курортные зоны, военно-морская база. Все они способны к автономному существованию. Практически пригородным муниципальным образованиям уже давно могли быть переданы все полномочия в соответствии с Федеральным законом. Кроме исторического, существует еще один разделяющий фактор - географический, сложившийся из-за расположения города в дельте Невы, наличия островов и разветвленной сети каналов. Однако существует и много объединяющих факторов. Прежде всего, то, что все мы - петербуржцы-ленинградцы. Каждый из нас любит не только свой микрорайон, а весь город в целом и считает его одним из лучших в мире. Объединяет нас культурное наследие наших предков, которое мы обязаны приумнож#ать, а не разрушать. Все мы с доставшимся нам состоянием обитаем в реальности существующего жилого и нежилого фонда. Все районы города связывает транспорт - метро, автобус, троллейбус и т.д., магистральные артерии, дороги, мосты, виадуки и т.п. Но наибольшее значение для нашего северного города имеет энергетика. Без тепла, воды, газа и т.п. в каждой квартире не до сокровищ мировой культуры. Никто не будет оспаривать, что без канализации нет цивилизации. Именно, с учётом повышения эффективности работы этих хозяйств и должно осуществляться территориально-административное деление города, так как невозможно разделить единую теплоцентраль по отдельным муниципалитетам, определить принадлежность очистных сооружений к той или иной территориальной единицы. Давно известно, что одно звено может качественно управлять пятью, максимум семью подразделениями, направлениями. Напрашивается предложение по укрупнению административных районов на внутригородских территориях с учетом всего комплекса факторов, требующих этих преобразований: исторического (времена застройки города), географического (дельта Невы и сеть каналов), политического (округа по выборам депутатов Госдумы и ЗакСа) и экономического (обеспечение эффективной работы коммунальных служб ? ГП "ТЭК", "Водоканал", транспорта и т.д.). В результате город мог бы получить огромное снижение затрат на чиновничий аппарат. Для сравнения, в Нью-Йорке (США) - 13 млн. жителей и пять административных районов, в Санкт-Петербурге на 4,6 млн. - 20. Последнее, конечно, является только желанием, так как практика обычно дает обратный эффект, количество чиновников увеличивается при реорганизации контор. Сейчас такую возможность может предоставить новая редакция ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", проект которой подготовлен Комиссией под руководством заместителя главы администрации президента РФ Дмитрия Козака. Принятие этого законопроекта должно радикально изменить российскую модель МСУ. Трудно прогно#зировать его судьбу, но у федеральных властей есть намерение ввести этот закон в действие с 1 января 2005г. Однако, для Санкт-Петербурга этот закон - не панацея, так как статья 81 проекта также, как и раньше, определяет, что "перечень вопросов местного значения, состав муниципальной собственности, доходных источников МО" устанавливаются законом Петербурга, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства на внутригородские территориях. Хотя положительным является тот фактор, что закон обязывает обеспечить полноценное МСУ в пригородных населенных пунктах. Это устранит существующее двоевластие в городах (Пушкин, Кронштадт и др.), крупных поселках и пригородных районах (Курортный, Колпинский и др.), возможно и появление новых МО, таких как Усть-Ижорский район. Также закон оставляет городу право выбора - иметь один или несколько муниципалитетов на внутригородских территориях. Не исключена ситуация, что в Петербурге, кроме губернатора Санкт-Петербурга, появится ещё и глава МО "город Санкт-Петербург". Это всё определится изменениями в Устав города, которые должны будут внести депутаты Законодательного собрания. Ясно, что город ждут серьезные изменения в территориальном устройстве, по крайней мере, можно предположить, что 79 муниципальных округов, показавших свою несостоятельных, исчезнут. При этом депутаты ЗакСа могут оставить всё, как есть (существующее районирование в рамках одного или 20 МО), а могут провести действительно важные для города преобразования в его территориальном устройстве, которые бы улучшили управляемость мегаполиса. И это произойдёт, если реформа пойдёт не в интересах отдельных лиц, а ради улучшения жизни всех петербуржцев и дальнейшего развития города.
ABNews.ru
|