2005-05-13 00:00:00
В Санкт-Петербурге функционирует около 60 крупных торговых центров общей площадью около 1,2 млн кв. м. Об этом корреспонденту РБК сообщил руководитель департамента оценки, консалтинга и аналитики ГК "Бекар" Игорь Лучков. По его словам, увеличение торговых площадей в сегменте торговых комплексов происходит преимущественно за счет нового строительства торговых и торгово-развлекательных центров. Самый высокий уровень активности строительства и реконструкции наблюдается в Выборгском, Московском и Приморском районах Петербурга. В 2004г. в северной столице было введено 10 крупных торговых центров. Рынок торговых площадей в торговых центрах вырос примерно на 270 тыс. кв. м. За 2003г. прирост составил около 400 тыс. кв. м. На 1 марта 2005г. в состоянии строительства и реконструкции находятся около 30 объектов. В 2005г. к сдаче заявлено более 500 тыс. кв. м. Однако специалисты ГК "Бекар" прогнозируют, что реально эта цифра окажется гораздо меньше. Сроки по многим проектам будут перенесены на 2006г. Несмотря на рост предложения, спрос на площади в торговых центрах остается по-прежнему высоким. Заполняемость торговых центров составляет порядка 95%. Оставшиеся 5%, как правило, это площади, на которых в настоящий момент идет смена арендаторов. В некоторых торговых комплексах площади заполнены на 100%, а арендаторы, желающие разместиться в комплексе, формируют клиентский лист ожидания. В большинстве случаев это касается торговых комплексов, построенных в районах, где спрос на торговые площади существенно превышает предложение. Уровень вакантных площадей в момент открытия нового ТЦ в среднем колеблется от 10 до 25%. По мнению специалистов "Бекара", в 2005-2006г.г. рынок торговых центров будет активно развиваться в соответствии с ожидаемым ростом платежеспособного спроса и связанного с ним роста оборотов розничной торговли. Рост арендных ставок продолжится умеренно, с тенденцией к стабилизации и росту, ориентированному на инфляционные изменения потребительского спроса. При стреми#тельном увеличении предложения в ТЦ современного формата конкуренция будет расти. На рынке появятся новые проекты торговых центров, в которых максимально будут учтены ожидания покупателей. В итоге произойдет увеличение доли развлекательных услуг в новых ТЦ. Увеличится миграция арендаторов из старых центров в более современные, имеющие высококачественную техническую, коммуникационную инфраструктуру, а также высокий уровень сервиса. При этом доходность ТЦ с каждым годом будет снижаться. Если сейчас она составляет 20%, то к концу 2006г. ожидается снижение до 16-18%. Ожидается активное осваивание периферийных районов города. В течение ближайших двух лет на рынок Санкт-Петербурга будут активно выходить новые торговые бренды, давно и успешно работающие во всем мире. При этом крупные ритейлеры будут стремиться располагать свои торговые комплексы рядом с другими, используя синергетический эффект, а также для экономии инвестиций в инженерную подготовку участков под строительство. Западные сети начнут теснить российских ритейлеров. К концу 2006г. более 60% розницы займут сетевые структуры.
РИА РосБизнесКонсалтинг
|