2005-05-12 00:00:00
Призрак русского авангарда, воплощенный в пяти причудливых многоэтажных башнях, снова объявился в окрестностях Парка Горького. Проект голландского архитектора Эрика ван Эгераата "Русский авангард", отвергнутый год назад архитектурным общественным советом за то, что "портил вид на церковь Ивана Воина", накануне майских праздников был реанимирован. На этот раз храмы не пострадают. Но ради удовольствия иметь в городе здание звезды мировой архитектуры Москве, возможно, придется пожертвовать Парком искусств на Крымском Валу.
Год назад проект голландца ван Эгераата "Русский авангард" вызвал шумную дискуссию в кругах профессионалов. Идею пяти башен, фасад каждой из которых выдержан в духе одного из столпов русского авангардизма - Экстер, Поповой, Малевича, Кандинского и Родченко, - одни эксперты нашли удивительно свежей, другие - чересчур смелой и даже эпатажной. В результате проект был отвергнут - оказалось, новый комплекс безнадежно портит вид на церковь Ивана Воина на Якиманке. Решено было поискать для него другое место - в качестве альтернативы упоминались территория делового центра "Москва-Сити", Олимпийский проспект и окрестности Дома музыки на Красных Холмах. Однако ни один из предложенных вариантов не состоялся - новое место для русско-голландского авангарда оказалось в полукилометре от предыдущего.
Обнародование этого обстоятельства оказалось сюрпризом для большинства участников архитектурного совета - готовясь обсуждать проект переустройства Парка искусств возле Центрального дома художника на Крымском Валу, они оказались неожиданно втянутыми в дискуссию годичной давности.
- Жизнь в этом месте Москвы складывается не по-столичному, - главный архитектор города Александр Кузьмин начал издалека. - Имиджа у него своего нет. Нужен свежий архитектурный ход.
Ходом оказался проект ван Эгераата, поставленный на набережной Москвы-реки - там, где сейчас расположено плавучее казино. Остолбеневшим от неожиданности слушателям стремительно показали слайд-презентацию, из #которой следовало: башни не портят ни одного исторического вида - разве что вид на памятник Петру Первому, но он не в счет. "По-моему, это здорово", - умиленно подытожил Кузьмин, забыв про негласный нейтралитет докладчика. После чего все окончательно забыли про Парк искусств и принялись за ван Эгераата.
- Свежее, красивое, дерзкое и уместное решение, - заявил искусствовед Алексей Клименко. - Оно может исправить имидж Москвы - в городе доминирует "кичуха".
- Ни в коем случае нельзя ставить такой проект, который не считается ни с кем и ни с чем, в историческом городе, - возмутился директор Института искусствознания Алексей Комеч.
- Это территория особого технического режима - там вообще строить нельзя, потому что это бывшие заливные луга, - попытался напомнить хозяин Парка искусств директор объединения "Музеон" Михаил Пукема.
- Место приемлемое, - решительно прекратил прения мэр Юрий Лужков. - Если бы мы все время занимали ортодоксальную позицию, в Москве никогда бы не появился храм Христа Спасителя или здание Ле Корбюзье. Надо дать шанс авангардному комплексу.
Таким образом, между Петром I и ЦДХ скоро появится здание, которое будет невозможно не заметить. Правда, оно может стоить столице одного из ее самых оригинальных парков - Парка искусств с его коллекцией свергнутых советских памятников и большим куском зелени.
- Это решение однозначно приведет к гибели парка, уничтожению этой территории как зоны отдыха и лишению ее всякой социальной значимости, - прокомментировал "Известиям" итоги совета Михаил Пукема. - Место станет внутригостиничным двориком (по проекту, в башнях должны разместиться гостиница и апарт-отель. - Изв.). Нарушены все предыдущие решения, по которым эта территория может использоваться исключительно как природная. Ни о каком музее, ни о какой природоохранной деятельности речи после строительства комплекса быть не может.
Общенациональная газета Известия.ru
|