2005-03-22 00:00:00
В Москве прошел Всероссийский форум по вопросам ЖКХ. По мнению экспертов, многие проблемы в этой области можно решить только сообща, в государственно-частном партнерстве. Большие цифры завораживают. Жилой фонд страны превышает 3 млрд. квадратных метров. На самом деле это очень мало. Первоочередная потребность оценивается в 1,8 миллиарда, а к 2012 году с учетом роста спроса жилой фонд необходимо, как минимум, удвоить. Задача потребует увеличения темпов строительства чуть ли не в геометрической прогрессии. Однако ввести дом в эксплуатацию - только часть проблемы. Его надо обслуживать, да так, чтобы жить в нем было комфортно, как положено в XXI веке. Нынешний ЖКХ с грехом пополам справляется с нынешними тремя миллиардами квадратных метров, а если их станет пять-шесть? Даже сейчас большинство претензий к ЖКХ связаны не столько с дороговизной, сколько с качеством услуг. Найти ответы на самые жгучие вопросы постарались участники прошедшего 16-17 марта в Москве Всероссийского форума по проблемам жилищно-коммунального хозяйства. Не все удалось, но по многим позициям точки зрения заинтересованных сторон существенно сблизились. "Несколько последних лет мы живем в условиях постоянной реформы. С введением стопроцентной оплаты за потребляемые жилищно-коммунальные услуги завершается ее первый этап, - сказал заместитель министра регионального развития Валерий Гончаров. - Настало время посмотреть в будущее, определить стратегию жилищной и коммунальной сфер". Развитие рыночных отношений начиная с 1992 года во всех отраслях экономики не коснулось в полной мере жилищно-коммунального комплекса. Общий объем кредиторской задолженности предприятий ЖКХ составил к началу текущего года 300 млрд. рублей, дебиторской - 213 млрд. Пора возвращать долги, создавать условия финансового оздоровления отрасли. При этом необходимо помнить, что средства, получаемые на финансирование жилищно-коммунального хозяйства от населения, уже сегодня являются основным источником покрытия расходов предприятий. #Особое значение приобретает проведение на местах взвешенной и сбалансированной тарифно-ценовой политики. Состояние жилищного фонда в стране в настоящее время не может удовлетворять, - признал заместитель министра, - недостаточными темпами проводится капитальный ремонт. При нормативной потребности 4-5%, в среднем ежегодно ремонтируется лишь 1% жилья. Около 300 млн. кв. метров нуждается в неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир для посемейного проживания. Еще 250 млн. кв. метров требуют реконструкции. В неблагоустроенных квартирах проживает около 40 млн. человек. Пять миллионов обитают в ветхом и аварийном жилищном фонде. Директор Департамента строительства и ЖКХ Минрегионразвития Сергей Круглик сообщил о том, что рассматривается вопрос об освобождении от квартплаты жителей ветхих и аварийных домов. Основной упор он сделал на необходимости опережающей инженерной подготовки новых территорий застройки. На эти цели федеральный бюджет выделяет средства, которые должны быть адекватно дополнены региональными и муниципальными вложениями. Принятые в конце прошлого года 25 законов по формированию рынка доступного жилья необходимо подкрепить еще двумя: об инвестиционных соглашениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства и о финансовом оздоровлении отрасли. Без этого трудно привлечь в ЖКХ частных инвесторов и предпринимателей. В государственно-частном партнерстве видят ключ к решению многих проблем выступавшие на форуме специалисты. Ясно, что, действуя на особицу, ни федеральный, ни местные бюджеты, ни частные инвесторы сдвинуть с мертвой точки тяжеленный воз не смогут. Развитию сотрудничества органов власти и бизнес-сообщества посвятил свое выступление заместитель руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ (Росстрой) Юрий Тыртышов: "При реализации проектов власть должна брать на себя менее рентабельную, административно-зависимую часть: инвентаризацию объекта, подготовку проектно-сметной и исходно-разрешительной документации, эксп#ертизу и другое, вплоть до земляных работ. Таким образом, должна готовиться площадка для продолжения реализации проекта с привлечением коммерческих средств инвесторов на возвратной основе". Подобная схема наиболее актуальна при реализации подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", испытывающей нехватку внебюджетных средств. В условиях софинансирования на каждый федеральный рубль удалось дополнительно привлечь 3 рубля 46 копеек, в том числе 2 рубля 84 копейки - из бюджетов нижних уровней и только 62 копейки из внебюджетных источников. Сложившееся соотношение между бюджетными и внебюджетными источниками - "6 к 1". В целом за весь первый период реализации подпрограммы, с 2002 по 2004 год, вместо 2,5 млн. кв. метров, как ожидалось, ликвидировано только 630,4 тысячи кв. метров непригодного жилфонда. "Это, во-первых, заставляет делать вывод о слабом развитии механизмов инвестиционного сотрудничества между властью и бизнес-структурами. Во-вторых, говорит о слабой работе по привлечению средств населения на условиях долевого участия, - отметил Юрий Тыртышов. - Одновременно следует резко увеличить объемы бюджетного финансирования". В минувшем году федеральным агентством было заключено девять соглашений о сотрудничестве в сфере модернизации и реанимации систем жизнеобеспечения с частными инвесторами. Росстрой последовательно проводит политику завершения перевода отрасли на бездотационный режим финансирования. Переход на окупаемые тарифы резко увеличит инвестиционную привлекательность ЖКХ. Приток частных операторов-инвесторов в этот сектор экономики должен резко увеличиться. "Надо отметить общие усилия государственных органов власти, направленные на то, чтобы сделать процесс тарифного регулирования в жилищно-коммунальной сфере прозрачным и упорядоченным, - заявил заместитель руководителя Росстроя. - В минувшем году были приняты постановления правительства Российской Федерации "Об утверждении основ ценообразования в сфере жи#лищно-коммунального хозяйства" и "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг". В конце года был принят Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", который предусматривает в структуре тарифа в качестве обязательного компонента так называемую инвестиционную составляющую - надбавку к цене с учетом производственных и инвестиционных программ, утверждаемых муниципалитетом. Таким образом, совершенствуя тарифное регулирование, власть делает жилищно-коммунальный сектор более понятным и, соответственно, привлекательным для частника". Росстрой продолжает настаивать на принятии закона "Об инвестиционных соглашениях в жилищно-коммунальной сфере" и закона "Об особенностях оборота имущества в жилищно-коммунальной сфере". Первый предусматривает снижение рисков при заключении долгосрочных соглашений. Второй должен наложить запрет на переход жилищно-коммунальной инфраструктуры в частную собственность. Пока нет однозначного решения вопроса о праве собственности на объекты, реконструируемые или вновь строящиеся с привлечением частных инвестиций.
По материалам "Российской газеты"
АСН-инфо - Все о строительстве и недвижимости в России
|