2005-02-07 00:00:00
В Великом Новгороде сотрудники научно-реставрационной мастерской "Фреска" восстановили 57 больших фрагментов уникальных фресок 14 века из церкви Успения Богоматери на Волотовом поле. Площадь некоторых возрожденных композиций составляет около пяти квадратных метров. Самым значительным из восстановленных фрагментов является фреска с изображением святого Захария из предалтарной арки древнерусского храма. Восстановлением фресок занимаются 15 реставраторов. По словам руководителя мастерской "Фреска", заслуженного работника культуры РФ, реставратора первой категории Тамары Анисимовой, к 7 февраля специалистам удалось восстановить примерно четвертую часть монументальной живописи, принадлежавшей кисти неизвестного автора, возможно, являвшегося учеником знаменитого Феофана Грека. Площадь фресок в церкви Успения Богоматери на Волотовом поле, одном из самых древних православных храмов России, составляла около 350 квадратных метров. В годы Великой Отечественной войны уникальный православный храм оказался на линии обороны советских войск, здание было почти полностью уничтожено, фрески в нем обрушились. В течение послевоенных лет средневековая живопись была законсервирована на руинах церкви, однако, несмотря на консервацию, она считалась почти полностью утерянной. Реставрация разрушенного древнерусского храма и его фресок началась благодаря российско-германскому проекту, который 5 июня 2001 года был одобрен министром культуры РФ Михаилом Швыдким и государственным министром по делам культуры и средств массовой информации Германии Юлианом Нида-Рюмелином. В рамках подписанного министрами в Великом Новгороде межправительственного соглашения немецкая фирма "Винтерсхалл АГ" в течение пяти лет обязалась перечислить российским специалистам $1 миллион 520 тысяч. Кроме того, работы по возрождению церкви Успения Богоматери и ее монументальной живописи финансировались из федерального бюджета. Торжественное открытие построенного в 1352 году и целиком восстановленного древнерусског#о храма состоялось 28 августа 2003 года. Остатки сохранившихся внутри церкви обломков фресок были помещены почти на семи тысячах специальных планшетов и перевезены в Великий Новгород. Средневековая живопись представляла из себя 1,7 миллиона фрагментов разной величины, размерами от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. Ее восстановление специалисты научной мастерской "Фреска" начали зимой 2003 года. Специально для проведения этих работ в Великом Новгороде был отреставрирован и переоборудован один из бывших корпусов пивоваренного завода. Работы по реставрации здания также профинансировала германская сторона. Постепенное возрождение уникальных фресок велось по методикам знаменитых российских реставраторов Александра и Валентины Грековых, усовершенствованных сотрудниками мастерской "Фреска". По словам Анисимовой, работу специалистов значительно облегчили и ускорили сохранившиеся в Русском музее кальки фресок церкви Успения Богоматери, снятые в конце 19 века. Кроме этого, при восстановлении фресок реставраторы использовали современную компьютерную аппаратуру, которая "подсказывала" им наиболее вероятные места расположения тех или иных обломков в этой своеобразной гигантской "мозаике-головоломке". Помощь компьютера, по мнению коллектива реставраторов, значительно ускорит работы, которые продлятся еще несколько лет. По мере их окончания специалисты будут удалять с фресок многовековые загрязнения, что, по мнению реставраторов, "отчасти оживит краски". Некоторые из возрожденных фресок уже экспонировались на выставках во Франкфурте-на-Майне, в Москве и Великом Новгороде. Возможно, монументальная живопись в церкви Успения Богоматери будет полностью восстановлена к 2010 году. До этого момента реставраторы планируют создать в Великом Новгороде первый в стране Научный центр по изучению фрески.
Российское информационное агентство "Новости"
|