2006-12-28 12:23:30
В Госдуму внесен проект Федерального закона «О строительно-сберегательных кассах». Об этом член Комитета Думы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева заявила на пресс-конференции «Строительно-сберегательные кассы – путь к доступному жилью для среднего класса».
Проект дважды вносился в Думу прошлого созыва, но был отклонен, поскольку получал отрицательные отзывы со стороны застройщиков, которые в основном работали по долевым схемам, и вследствие недопонимания других структур. В течение текущего года над законопроектом работала группа, в составе которой были представители Минэкономразвития, Минфина, Минрегионразвития и Центробанка.
По словам О.Дмитриевой, «использование жилищных накоплений граждан, а именно система сбережений на цели улучшения жилищных условий», - один из реальных способов мобилизации средств для жилищного строительства. «В Германии за время существования системы стройсбережений были мобилизованы и предоставлены в форме кредитов около 800 млрд. евро. Каждый третий житель Германии и 45% всех семей имеют договор строительного вклада. Через систему стройсбережений было профинансировано 45% приобретаемого жилья, или 13 млн. квартир. Эти суммы, вовлеченные в жилищное финансирование, вполне соответствуют масштабу задач, стоящих и перед Россией», - подчеркнула она.
Проект закона устанавливает правовой статус и особенности деятельности специализированных кредитных организаций – строительных сберегательных касс (ССК), привлекающих во вклады денежные средства физических и юридических лиц и выдающих кредиты для улучшения жилищных условий. Строительная сберегательная касса определяется в проекте закона как специализированный банк с ограниченным перечнем банковских операций. Надзор за деятельность строительных сберегательных касс осуществляет Банк России.
Суть деятельности ССК заключается в следующем. Вкладчик строительной сберегательной кассы заключает с ССК договор накопления сбережений, который предусматривает внесение им в течение определенного срока взносов фиксированного объема. Когда накопленная сумма составит 30-50% стоимости квартиры, вкладчик приобретает право на получение кредита в объеме, необходимом для покупки квартиры. Кредиты предоставляются на срок, как правило, от 7 до 15 лет.
«Замкнутость финансовых потоков ССК позволяет устанавливать относительно низкие, независимые от колебаний финансового рынка, процентные ставки как по вкладам, так и по кредитам. В проекте настоящего федерального закона определено, что процентные ставки по кредитам не могут превышать процентные ставки по вкладам более чем на 3 процента годовых», - отметила депутат.
Как подчеркнула О. Дмитриева, во всех странах, где были приняты специальные законы о строительных сберегательных кассах, системе стройсбережений оказывалась государственная поддержка в форме премий, начисляемых на суммы взносов граждан. Данный проект федерального закона также предполагает оказание финансовой поддержки из федерального бюджета в объеме 20% от ежегодного прироста вклада. При этом поощряемый прирост вклада – не более 70 тыс. рублей, а максимальный размер государственной премии на строительный сберегательный вклад в расчете на одного гражданина не может превышать 14 тыс. рублей. Как показывают расчеты, 1 рубль государственной поддержки обеспечивает привлечение до 10 рублей частных инвестиций в жилищное строительство.
Председатель экспертного совета комиссии Совета Федерации по формированию рынка доступного жилья Иван Грачев в ходе пресс-конференции привел доводы того, насколько необходим новый закон, обеспечивающий надежную систему стройсбережений.
«Есть три основных критерия, по которым можно оценить доступность жилья для населения. Это, во-первых, время накопления денег на жилье, во-вторых, соотношение доли заработной платы к стоимости квадратного метра, в-третьих, общее число людей, которым необходимо улучшить жилищные условия», - сказал эксперт.
«Реально ситуация только за один год в нашей стране ухудшилась раза в полтора. То есть в полтора раза увеличился период накопления, и в полтора раза снизилась доступность жилья. Это показывает, что есть принципиальные проблемы. И одна из них – отсутствие прозрачной системы сбора и накопления денег. Из того, что придумано в мире, наиболее эффективная система в наших условиях – это стройсберкассы. Правительством поставлена на 2010 год задача выдать 1 млн. ипотечных кредитов. Если в среднем по стране этот кредит составляет $40 тыс., общая сумма должна составить $40 млрд. в год. Реально ли это? Даже если улучшить закон об ипотеке, выше $2-3 млрд. в год собрать невозможно. То есть ничего сопоставимого по мощности со стройсберкассами для сбора денег в таких объемах в стране ввести невозможно», - подчеркнул он
По его словам, средства, собранные строительными сберегательными кассами, будут инвестироваться в новое строительство, благодаря чему объемы вводимого жилья вырастут, а, следовательно, стабилизируются и цены на квадратные метры.
«Ипотечным банкам можно не опасаться конкуренции со стороны стройсберкасс, напротив, они могут работать в тесном взаимодействии. На практике в тех странах, где распространены ССК, личные накопления граждан составляют примерно 30%, 30% дает под низкий процент стройсберкасса, а оставшиеся 40% выдает ипотечный банк», - отметил И.Грачев.
M 2 - газета о недвижимости
|