2002-12-06 00:00:00
Только что закончившаяся 11-я Международная автомобильная конференция принесла еще одну сенсацию: ГАЗ обещал начать производство фиатовской легковушки Stilo, машины новой и перспективной. О новых нижегородско-итальянских планах рассказал директор ГАЗа по стратегическому развитию Леонид Долгов. Для их реализации, по его словам, требуется $200 млн. Но вопрос в том, удастся ли эти вложения окупить. Сотрудничество ГАЗа с "Фиатом" имеет давнюю историю. Еще до августовского кризиса было создано СП "Нижегородмоторс", которое должно было производить компактную модель Fiat Palio. Тогда она была совсем новой ? вышла на рынок в 1996 г. и к тому же рекламировалась итальянцами как ?мировая? машина, особенно пригодная для так называемых третьих стран. В планах было производство сотни тысяч автомобилей в год, а цена должна была составить менее $10 тыс. Помимо хетчбэка Palio должны были производить универсал на его базе под названием Palio Weekend, а возможно, и седан Siena. Машины были выставлены на Московском автосалоне, причем, поскольку ГАЗ в своих сообщениях сильно опережал реальное состояние вещей, дело представлялось так, как будто эти машины уже были собраны в Нижнем Новгороде. Никакой сборки "Фиатов" не началось, что объясняли прежде всего кризисом. Но планы сотрудничества остались ? как лучшая демонстрация того, что наш автопром не стоит на месте, а находится в творческом поиске. Только они приняли более экзотические формы.
Одно время ГАЗ даже решил взять на вооружение роскошную модель Lancia Thesis. Она имеет отдаленное внешнее сходство с "Волгой", но больше ничто ее с русским рынком не роднит. Затем возник проект сотрудничества с Iveco, но, понятно, в сфере грузовиков ? этот проект развивается вполне успешно. Теперь появился новый план ? Fiat Stilo. Положительное в нем, кажется, только одно: Stilo представляет собой новую модель, всего год назад впервые показанную публике. Stilo, в отличие от Palio, машина дорогая. Ведь Palio даже сейчас, без какой бы то ни было рус#ской сборки, можно найти за $8200. А Stilo продается в салонах официальных дилеров Fiat по цене от $15 с чем-то тысяч.
Газовский директор по развитию, правда, пообещал, что совместный Stilo будет стоить $8 тыс., чуть ли не вдвое дешевле чистого итальянца. Опыт показывает, что российская сборка снижает цену не особенно значительно. ?Форду?, например, удалось сэкономить за счет Всеволожского завода всего $2 тыс. Еще меньше, всего тысячу, экономит за счет местной сборки корейских "Акцентов" Таганрогский автмобильный.
Судя по опыту других автопроизводителей, выходит, что итало-нижегородский автомобиль обойдется покупателям тысяч в 12,5-13. Для С-класса это нереальная сумма. Правда, ГАЗ хочет поступить хитро ? растянуть платформу Stilo, чтобы получить машину следующего класса, D. Сама идея эта вполне жизнеспособная, и самый известный и убедительный пример ? Skoda Oktavia, изготовляемая на базе четвертого "Гольфа", но относящаяся к среднему классу.
К сожалению, эта самая Oktavia, тоже одна из самых продаваемых российских иномарок (она обгоняет даже более маленькую и дешевую "Фабию"), и составит совершенно непреодолимую конкуренцию итало-нижегородской машине: "Октавию" в простой комплектации можно найти примерно за 13 тыс. евро. Так что российский рынок на первый взгляд не очень благоприятствует реализации проекта. Хотя многие считают, что главная проблема взаимоотношений ГАЗа с "Фиатом" заключается в финансовых трудностях, с которыми столкнулось автомобильное подразделение концерна Fiat. Оно несет огромные убытки, акции дешевеют, намечается увольнение нескольких тысяч сотрудников и т. д. Но о закрытии "Фиата" никто не говорит, и аналитики сходятся на том, что ему поможет или итальянское правительство, или General Motors, которой принадлежит 20% "Фиата", или же, наконец, владельцы концерна Fiat ? ведь трудности только у его автомобильной части, а не у всего концерна.
Да и вообще финансовые проблемы мировых автоконцернов как-то мало отражаются на их производственных#программах. Надо напомнить, что трудности Kia в свое время не помешали развитию калининградского "Автотора". Узбекский завод "УзДэу" продолжал выпускать "Нексию", самую продаваемую в России иномарку, в то время как на головном Daewoo в Корее происходили ужасные события: фирма разорилась, оставшись с миллиардными долгами, руководство бежало, рабочие перемежали бурные забастовки с отправлением по разным странам народных мстителей для поиска бывшего начальства? Да и Таганрогский автомобильный все это время продолжал выпускать модели Daewoo под собственной маркой "Донинвест". А потом Daewoo купила американская GM, и в результате кризис почти не коснулся ее местных производств. Так же может произойти и с "Фиатом". Так что дело не в проблемах итальянского концерна. Пока непонятно, зачем, если не из представительских соображений, затеян новый проект и как будут выбирать между Stilo и "Волгой"-3115, которая, как заявляют на ГАЗе, уже готова и в январе будет представлена публике.
Газета.ru
|