2006-11-03 12:26:20
Каждый четвертый лифт в жилом фонде потенциально опасен для пользователей. Половина городских подъемников уже выработала нормативный 25-летний срок службы. На полное же обновление лифтового хозяйства Петербурга требуется 3 млрд рублей. Эти и другие данные были оглашены на недавнем совещании за круглым столом с говорящей темой "Осторожно, лифт!" Как пояснил генеральный директор компании "Рослифт" Алексей Александров, лифтовый парк Петербурга – старейший в стране. Из 26,6 тыс. подъемных устройств, обслуживающих жилой фонд, половина нуждается в замене или реконструкции.
Основная масса изношенных лифтов приходится на районы массовой застройки 70–80-х годов. Число подъемников, нуждающихся в реконструкции или замене, растет ежегодно. Старение парка стремительно, практически в 10 раз опережает его модернизацию. В период пика жилищного строительства устанавливали 1200–1500 лифтов в год, сейчас в год реконструируют не более 500 подъемников. Стоимость модернизации одного лифта – 500–600 тыс. рублей, реконструкции – от 1,5 млн рублей.
Опасность отработавшего свое лифта – не только в изношенности механизмов. Прямая угроза таится и в отсутствии связи кабины с "внешним миром". Сегодня двухсторонней связью оснащены около 18 тыс. петербургских лифтов, звонковой сигнализацией – примерно 9 тыс., диспетчерский контроль установлен за 1 тыс. Однако есть и другие цифры: ежедневно неисправна связь в 800–1000 кабинах.
Последствия таких неполадок могут оказаться трагичны: попытки покинуть кабину, застрявшую между этажами, самостоятельно, заканчиваются травмой или гибелью пассажира. Кроме того, звонковая сигнализация неэффективна в домах серий, где лестничная клетка и шахта лифта территориально разнесены: трезвона просто никто не услышит. Отсутствие устройств безопасности, препятствующих проникновению в шахту лифта извне – также частая причина гибели или травматизма людей.
Адресная программа "Реконструкция и модернизация лифтов на 2003–2013 годы", разработанная жилищниками несколько лет назад, ситуацию не изменила. Проект стоимостью 17 млрд рублей, предусматривавший поэтапную реконструкцию и модернизацию всех петербургских лифтов, успел устареть в ожидании финансирования.
Неожиданную ноту в хор скептиков внесло появление за круглым столом спикера Законодательного собрания Петербурга Вадима Тюльпанова и руководителя фракции "Единая Россия" в ЗакСе Вадима Лопатникова. Вопрос "Что партия может сделать для петербургских лифтов?", вызвавший оживление в зале, тем не менее не поставил парламентариев в тупик. Оказалось, что "Единая Россия" совсем не прочь взять на себя подъем лифтового хозяйства в Петербурге. Как сообщил Вадим Тюльпанов, вопросы отрасли будет решать специальная рабочая группа в составе представителей Жилищного комитета, Ассоциации собственников жилья, депутатов Государственной думы. Парламентарии неслучайно обратили внимание на эту проблему. Исходя из того, что "Единая Россия" позиционирует себя как партия конкретных дел, самым главным и конкретным делом ее члены, очевидно, сочли обновление лифтового парка Петербурга.
Председатель Жилищного комитета Юнис Лукманов, в свою очередь, заявил, что он "далек от паники" в этом вопросе. По его словам, наблюдается благоприятная динамика. Так, если в 2005 году ежедневно простаивали 72 лифта, то в 2006-м это число сократилась до 28. Недостаточными темпами, но растет финансирование. В 2005 году на содержание лифтов было направлено 530 млн рублей, в 2007 планируется освоить более 650 млн рублей.
Часть финансового бремени, как обычно, ляжет на плечи граждан. Как сообщил Юнис Лукманов, в 2007 году тарифы за пользование лифтом в Петербурге повысятся. Более того, со следующего года платить за лифт придется жителям первых и вторых этажей, поскольку подъемник есть часть общего имущества, которое собственники жилья должны содержать в равных долях. В настоящее время плата за эксплуатацию лифта составляет 1,07 рубля на квадратный метр жилой площади.
Газета "Деловой Петербург"
|