2006-04-17 11:59:43
В Госдуме прошли парламентские слушания на тему: "Федеральная адресная программа - правовые аспекты формирования и исполнения". Обсудив вопросы нормативно-правового обеспечения и практики формирования и расходования средств ФАИП, участники парламентских слушаний констатировали, что благодаря благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре и увеличению доходов федерального бюджета за последние годы, возможности проведения активной государственной инвестиционной политики существенно выросли. Так, в соответствии с ФЗ "О федеральном бюджете на 2006г." объем расходов на реализацию ФАИП (без учета секретной части) достиг 318,9 млрд. руб. Вместе с тем, рост расходов федерального бюджета на финансирование ФАИП не сопровождался соответствующим увеличением качества и эффективности государственных инвестиций. "На сегодняшний день перед нами стоит задача, - заявил открывавший слушания председатель Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум, - эффективного использования государственных ресурсов в рамках ФАИП". Депутат напомнил, что до 2003г. правительством РФ было принято решение отказаться от утверждения объектов ФАИП в составе бюджета в целях повышения прозрачности этого процесса и снижения давления лоббистских групп. На сегодняшний день Госдума практически исключена из процесса формирования, распределения средств и реализации федеральной адресной инвестиционной программы. После 2003г. функции формирования и исполнения ФАИП перешли к Минэкономразвития, а Госдума сохранила возможность опосредованного контроля - через Счетную палату. Однако проблемы неэффективности использования госинвестиций не только не решились, но и усугубились. Так, сведения об объемах финансирования строек и объектов, включая средства бюджетов регионов и внебюджетные источники, планируемых сроков ввода объектов в эксплуатацию, остатках сметной стоимости, незавершенном строительстве не представляются правительством РФ в Госдуму ни при рассмотрении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, ни при рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета. Выступления участников парламентских слушаний высветили ряд проблем формирования и исполнения ФАИП, требующих скорейшего решения. Среди этих проблем, можно выделить следующие: непрозрачная процедура формирования перечня строек и объектов, контроля заходом реализации ФАИП, включая отсутствие в указанном перечне планируемых сроков ввода объектов в эксплуатацию; чрезмерное затягивание сроков утверждения перечня строек и объектов, финансируемых за счет средств ФАИП (ранее срок принятия решения о финансировании в очередном финансовом году принимался в составе бюджета); несоблюдение планируемых сроков ввода объектов в эксплуатацию и, как следствие, рост объемов незавершенного строительства. В частности, из запланированных к вводу в 2004г. 858 объектов фактически введено только 237, то есть менее трети. В 2005г. был запланирован 1 тыс. 581 объект, введено - 546. Производимая ежегодно Правительством корректировка действующих и принятие новых федеральных целевых программ приводит к тому, что начатые в предшествующие годы объекты не включаются в ФАИП. Фактически, подготовка перечня строек и объектов для финансирования их за счет средств федерального бюджета, в очередном году начинается с нуля, вместо того, чтобы являться продолжением и дополнением уже принятых и официально утвержденных решений. Другие проблемы: чрезмерная сложность и неоправданно большие сроки подготовки проектов новых федеральных целевых программ и внесения изменений в действующие федеральные целевые программы; отсутствие прозрачной методологии определения долей софинансирования строек и объектов, находящихся в региональной и муниципальной собственности, из бюджетов регионов; сохранение значительного объема непрограммной части ФАИП; низкий уровень ответственности государственных заказчиков за реализацию ФАИП. По итогам состоявшегося обсуждения участники парламентских слушаний рекомендовали правительству РФ: подготовить поправки в Бюджетный кодекс РФ, обеспечивающие, начиная с 2007г., утверждение решений о включении новых объектов в ФАИП законом о федеральном бюджете, в том числе с указанием объемов финансирования объектов на весь срок строительства и сроков ввода объектов в эксплуатацию; включить в состав отчетности об исполнении федерального бюджета сведения о ходе выполнения ФАИП и федеральных целевых программ в разрезе строек и объектов, включая показатели финансирования строительства за счет всех источников и фактическую готовность объектов; упростить процедуру согласования концепций новых федеральных целевых программ; обеспечить инвентаризацию строек и объектов, финансируемых начиная с 2000 г. за счет средств ФАИП и не введенных в эксплуатацию, принять решения о дальнейших действиях в отношении этих объектов и представить результаты данной работы в Госдуму до начала IV квартала 2006 г.; обеспечить подписание договоров об обязательствах субъектов РФ и частных организаций по софинансированию строек и объектов, подготовку проектно-сметной документации объектов, финансируемых за счет средств ФАИП, на стадии планирования, до утверждения ФАИП; обеспечить утверждение новых федеральных целевых программ, либо внесение изменений в действующие федеральные целевые программы до внесения в Госдуму проекта федерального закона о федеральном бюджете; принять меры по сокращению доли непрограммной части ФАИП.
ABNews.ru
|