2006-03-29 12:57:33
Общественные слушания по проекту Западного участка Кольцевой автодороги (КАД) выявили экологические проблемы строительства.
Эта часть КАД пройдет от Таллиннского шоссе до поселка Бронка, расположенного на берегу Финского залива у южного конца дамбы. В обсуждении приняли участие представители различных заинтересованных сторон: местные жители, представители администраций района и его волостей, районной дорожной службы, бизнеса, риэлтеров и общественных экологических организаций. Участники слушаний были озабочены социальными вопросами, воздействием на окружающую среду, и техническими деталями, связанными с новым участком КАД.
На слушаних отметили, что не вполне ясен порядок компенсаций собственникам территорий, отчуждаемых для строительства КАД. Заказчиком создан экспертный орган для решения этих вопросов, но предлагаемые компенсации не всегда удовлетворяют собственников. Спорные вопросы предполагается решать в судебном порядке.
Акустическое (шумовое) загрязнение после ввода КАД в действие станет основным фактором, загрязняющим окружающую среду. Для снижения шума в зонах жилой застройки до допустимых уровней планируется устанавливать шумозащитные экраны высотой до 7 м и высаживать шумозащитные лесопосадки. В тех местах, где этого недостаточно, будет осуществляться дополнительное шумозащитное остекление жилых домов. Жителей беспокоит, что эксплуатация КАД и негативное шумовое воздействие начнется раньше, чем будет выполнен весь комплекс защитных мер, и намного раньше, чем вырастут деревья в лесополосах. Опыт строительства КАД в районе Троицкого Поля в Санкт-Петербурге свидетельствует о том, что обещанные меры до конца не выполнены, в то время как этот участок КАД уже функционирует.
Охрану водных объектов, расположенных вдоль трассы, предполагается осуществлять очисткой ливневых стоков в локальных очистных сооружениях (в основном это гидро-ботанические площадки), снижая уровень загрязнений перед выпуском в принимающие водоёмы до допустимых уровней. В то же время вызывает беспокойство, что строительство шоссе через реки Караста, Шингарка, Стрелка и Кикенка окажет негативное влияние на речные экосистемы, особенно в нерестовый период. Проект предполагает прекращение строительных работ в течение нерестово-нагульного периода, но механизмы регулирования графика работ не определены.
В документах проекта отсутствует оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Основное внимание проекта уделено соблюдению санитарных и других норм, влияющих на жизнедеятельность человека. Поскольку аналогичных норм для дикой природы нет, то меры и объекты для снижения ущерба дикой природе не проектировались.
Например, акустическое загрязнение станет существенным фактором беспокойства для диких животных и птиц на расстоянии до 500 метров во всех местах, где не будут установлены шумозащитные экраны, то есть везде вне населенных пунктов. Жителей южного берега Финского залива особенно волнует, что шумовое воздействие станет фактором беспокойства для лебедей, которые в период сезонной миграции останавливаются на отдых у южной оконечности дамбы. В этом месте КАД примыкает к планируемым границам природного заказника международного значения "Лебяжий".
Кроме этого, после ввода в эксплуатацию трасса КАД станет практически непреодолимым препятствием как для крупных, так и для мелких животных. Против крупных животных почти на всем протяжении автодороги будет натянута сетка, а мелкие вряд ли решатся пересекать шоссе с расчетным движением 2 автомобиля в секунду и расчетной скоростью движения автомобилей 120 км/час. А если и решатся, то вряд ли смогут благополучно пересечь 6 полос движения. Какие-либо переходы (мосты) для животных в проекте не предусмотрены.
Присутствовавшие на слушаниях предлагали увеличить число автомобильных развязок на этом участке КАД, поскольку удобные выезды на это шоссе улучшают условия жизни и бизнеса. В то же время следует отметить, что движения общественного транспорта по КАД не предусмотрено.
Александр Федоров, председатель Совета Центра Экологических Инициатив, отмечает: "В проекте не предусмотрены никакие элементы велосипедной инфраструктуры, хотя нормативные документы рекомендуют проведение велодорожек параллельно автодорогам с автомобильным движением такой интенсивности. Вызывает сожаление, что успешный опыт строительства велодорожек у развязки КАД в Горской не был продолжен".
Очевидно, что при реализации проекта "Западный участок КАД" необходим постоянный общественный мониторинг своевременного соблюдения природоохранных и социальных мер, заявленных в проекте, с участием заинтересованных местных жителей.
Протяженность Западного участка КАД составит 36,25 км. Планируется 6 полос движения, 22 моста общей протяженностью 2,5 км, 12 пересечений с автодорогами, из них - 7 развязок различной сложности. Западный участок КАД планируется ввести в эксплуатацию в 2012 году, одновременно с завершением строительства дамбы. Стоимость проекта оценивается в 23 млрд. руб. Обсуждается вариант эксплуатации КАД в платном режиме.
Невастройка - Петербург будущего
|