2006-03-23 10:02:10
Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству 20 марта провел парламентские слушания по практике применения нового Жилищного кодекса РФ (ЖК) и законопроектам предлагаемым в его развитие. Как заявил председатель комитета Павел Крашенинников, все проблемы можно поделить на "надуманные" и "объективные". Например, ЖК нередко ругают за то, что он якобы развязал руки региональным властям, бесконтрольно устанавливающим коммунальные тарифы. И к тому же "разрешил" выселять неплательщиков. Именно эти обвинения звучали во время недавних акций протеста во многих российских городах. П.Крашенинников напомнил: напрямую к тарифной политике кодекс отношения не имеет - его статьи нисколько не мешали принять в конце декабря прошлого года закон о сдерживании тарифов; а что касается выселения за полугодовую неуплату, эта норма появилась в нашем законодательстве задолго до нового ЖК, только долгое время она была "спящей". Пока отрасль активно дотировалась из бюджета, а население платило намного меньше реальной стоимости получаемых услуг, у коммунальных организаций просто не было стимула "гоняться" за неплательщиками. Но, как отметил глава комитета по законодательству, во время годового мониторинга за тем, как работает закон в регионах, выявилась также масса "объективных" проблем. Во многих из них, кстати, виноваты не только законодатели, что-то недодумавшие, но и исполнительная власть. Речь, например, о сроках окончания бесплатной приватизации, которая, напомним, должна закончиться до 1 января 2007г. Поскольку ни муниципальные органы власти, ни федеральная регистрационная служба во многих городах оказались не готовы к наплыву граждан, решивших оформить квартиры в собственность, возникли ажиотаж, очереди и связанные с этим злоупотребления. Появились проблемы, связанные с чиновничьим неисполнением закона, с приватизацией общежитий, с оформлением границ земельных участков под многоквартирными домами, с формированием ТСЖ, с переходом к новой модели управления жильем при помощи управляющих компаний. Некоторые, наиболее неотложные вопросы, по словам П.Крашенинникова, уже оформлены в виде поправок в законодательство. Так, предполагается уже на этой неделе рассмотреть в Госдуме в первом чтении законопроект о продлении сроков приватизации до 1 марта 2010 г. Но многое зависит и от правительства, которое должно было принять несколько десятков подзаконных актов. Но год прошел, а многих документов до сих пор нет. Лишь в конце прошлого года Минрегион выпустил, наконец, (а правительство утвердило своим постановлением), новый порядок расчета и предоставления жилищных субсидий по оплате за коммунальные услуги. Не случайно до сих пор во многих регионах не решен вопрос - кто конкретно (муниципальные или региональные органы) должен заниматься предоставлением этих субсидий. А в результате неразберихи народ высыпает на улицы, жалуясь на высокие платежи. Геннадий Зюганов сказал: "Ко мне подходят граждане и говорят: моя зарплата 3,5 тыс., а платежка по квартплате - 2,5 иыс. руб. Как жить?" Между тем по действующим федеральным стандартам максимально возможный платеж за квартиру не должен превышать 22% от дохода семьи. Значит, те, кто жалуется, понятия не имеют (и их никто не считает нужным информировать) об этой норме. Еще одна спорная позиция ЖК, о которой говорили практически все выступающие, - это проведение капремонта. Жилищный кодекс возложил эту обязанность на собственников жилья. Но, по мнению депутата Галины Хованской, никто не отменял и статью 16 закона о приватизации, согласно которой прежде, чем передавать жилье в собственность, государство брало на себя обязательства привести его в нормативное состояние, то есть отремонтировать. Мнение экспертов едино: ни отдельно бюджеты, ни отдельно граждане не в состоянии "вытянуть" многомиллиардные расходы по ремонту обветшавшего жилья (оценки этих затрат колеблются от 500 млрд. до 3 трлн. руб.). В выступлениях участников слушаний критиковалось положение кодекса, отменяющее действие закона "О приватизации жилищного фонда в РФ" и право на приватизацию жилья с 1 января 2007 года, и положение кодекса, запрещающее с 1 марта 2005 г. приватизировать вновь получаемые жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма. Это ударит по гражданам, проживающим в аварийном жилом фонде, в общежитиях и в военных городках. Получив квартиру, они не смогут ее приватизировать. С принятием Жилищного кодекса социальные обязательства переложены с федерального уровня на регионы и муниципалитеты, государство фактически перестало отвечать за обеспечение граждан жильем, отказавшись от финансирования жилищного строительства, ремонта и обслуживания государственного и муниципального жилого фонда. Согласно новому Жилищному кодексу, предоставление жилого помещения по договору социального найма (бесплатно) возможно только малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях органами местного самоуправления по основаниям, введенным властями субъектов Федерации. Выступавшие отмечали, что эти факторы вызывают у граждан протестные настроения. По их мнению, государство должно уходить из сектора ЖКХ постепенно. Они считают, что при выселении из ветхого жилья жителям должна компенсироваться не только стоимость квартиры, но и стоимость непроизведенного капитального ремонта.
ABNews.ru
|