2006-02-07 12:29:09
Все говорит о том, что тоннель под Невой построят щитовым способом. Вот и вневедомственная экспертиза Росстроя дала заключение – пусть и весьма осторожное – что предварительное сравнение предложенных вариантов показывает преимущества закрытого способа строительства, осуществляемого с помощью щита. Об этом корреспонденту «Фонтанки» сообщили в пресс-службе городского комитета по благоустройству и дорожному хозяйству. Однако окончательное решение будет принимать, как и было обещано, правительство Петербурга.
Ответа на главный вопрос - какой способ из трех - «щитом», «сухим доком» или с помощью т. н. «наплавных секций» - будет использоваться при строительстве тоннеля, в Смольном пока нет. В том числе и потому, что любой из способов неизбежно грозит затронуть чьи-то конкретные интересы. В том числе, и интересы весьма высокопоставленных смольнинских чиновников.
Как писала «Невастройка», дело в том, что если бы тоннель лег под Невой «сухим доком», то вышел бы на сушу как раз на территории находящегося поблизости от Смольного психоневрологического интерната (которая уже отдана известной строительной компании). Зато если построить тоннель «щитом», то он выйдет в створе Пискаревского проспекта на Свердловскую набережную, где территории уже отданы под строительство городскими властями или выкуплены частными инвесторами.
Один из этих участков еще в 2002 году через инвестиционно-тендерную комиссию (ИТК) получила компания «Невский синдикат», которая уже подготовила рабочую документацию и приступила к строительству нулевого цикла. Компанией также уже частично выполнена инвестиционная программа по расселению предназначенных под снос домов и даже вбиты бетонные сваи длиной 28 метров в основание будущего жилого комплекса.
Эксперты уверенно заявляют, что «щит», который должен пройти как раз в этом месте, эти сваи не «возьмет». Но есть и еще одна деталь. В створе Пискаревского проспекта «Водоканал» за 5 миллионов долларов проложил магистральный коллектор, который пока не запущен и, если тоннель пройдет «щитом», не будет запущен никогда. Кстати, этот объект «Водоканала» вообще не был никем учтен.
В настоящий момент проект находится на стадии обоснования инвестиций – но и на этом этапе возникают некоторые сложности. Как сообщил председатель КБДХ Владимир Антонов, ход обоснования инвестиций пока не выполняется в определенные заранее сроки. Это связано с тем, что рассматриваются два варианта инвестиций. По одному из них, как и говорилось раньше, стоимость составит около 300 миллионов долларов, по второму – в два раза больше. Правда, второй вариант предусматривает одновременно со строительством тоннеля и развитие улично-дорожной сети, прилегающей к нему. Владимир Антонов «уверен на 99,9%, что решение будет принято в пользу 300 миллионов».
Напомним, что еще в октябре 2005 года называли другую цену вопроса – самый дорогой «щитовой» вариант строительства Орловского тоннеля - около 13 миллиардов рублей (длина 1600 метров), а тот, что подешевле («сухой док») – в 6-7 миллиардов (длина 600 метров). Предполагаемым инвестором в Смольном называли дочернюю компанию АФК «Система» - «Система Галс»,- которая занимается проектами в области недвижимости. Как заявляют некоторые эксперты, именно инвестор настаивал на том, чтобы проект реализовывался самым дорогим способом.
«Тоннель – это не просто щит поставил, вошел под землю, прошел и вышел» - говорит Владимир Антонов, поэтому в течение этого года непременно нужно провести все необходимые подготовительные работы. Во-первых, рядом с местом предполагаемого строительства, нужно будет построить завод по производству бетона, во-вторых, подготовить оборудование, в-третьих, привезти щит из Москвы. По словам председателя КБДХ, использование готового щита является самым экономически выгодным вариантом, так как строительство нового щита займет около двух лет. А по плану движение по тоннелю должно открыться (при любом способе строительства) в 2008 году. Это означает, что начинать работы в этом году просто необходимо – для того, чтобы ускорить процесс, говорит Владимир Антонов, можно выделить этап подготовительных работ и оформить его методом единственного источника.
Что касается строительства, то сейчас рассматривается вопрос по привлечению внешних инвестиций – по словам Антонова, частично средства будут выделяться из бюджета Петербурга, возможно, из инвестиционного фонда (так называемого «фонда Грефа»), а также ведутся переговоры с рядом зарубежных компаний. На строительство (а точнее, на выполнение госзаказа), по словам Владимира Антонова, должен быть объявлен инвестиционный конкурс.
Еще осенью прошлого года эксперты подсчитали, что если плата за проезд по будущему тоннелю с одного автомобиля составит 10-15 рублей, то при предполагаемом трафике в 60 тысяч автомобилей в сутки проект окупится инвестору примерно через 40 лет. В Смольном же утверждают, что это удастся сделать за 8-9 лет.
Напомним, что тоннель должен соединить берега Невы в створах Пискаревского проспекта на правом берегу и Орловской улицы – на левом. Чтобы задача была реализована в полной степени, Пискаревский проспект планируют превратить чуть ли не в скоростную магистраль. Однако в КБДХ столкнулись с серьезной проблемой при подготовке к первому этапу реконструкции Пискаревского проспекта, который предусматривал вынос трамвайных путей с проезжей части и расширение проспекта на одну полосу за счет сноса зеленых насаждений. По словам Владимира Антонова, в Главгосэкспертизе по Северо-Западному округу решили, что для утверждения существующего проекта нужно обязательно положительное мнение общественности. Общественности проект не понравился, прежде всего, из-за планов убрать трамвай. Есть в КБДХ и документально подтвержденное мнение Комитета по транспорту, что трамвайные пути можно убрать, но потом, по словам Владимира Антонова, «комитет по транспорту пошел на попятную». Однако несмотря на все препятствия работы в этом году все-таки начнутся, считает глава КБДХ, а вот закончить их скорее всего не получится, несмотря на утвержденный заранее график.
Невастройка - Петербург будущего
|