2007-11-15 13:40:50
Кластерами называются, говоря языком градостроителей, квазиавтономные районы мегаполисов. Эти конгломераты городской архитектуры, как правило, возникают на базе деловых центров, обрастая торговыми и складскими помещениями, жилыми домами, гостиницами и ресторанами, школами и поликлиниками, банками и т.д. У жителей таких мегарайонов отпадает необходимость выезжать за границы своих кластеров.
И "кластерный" образ жизни становится реальностью для многих москвичей. Компания Russian Research Group выделяет в столице 12 мегакластеров, взяв за основной критерий разграничение этих районов автомобильными трассами.
Но так как "сердцем" кластеров являются бизнес-центры, многие предприниматели, наблюдая за ростом цен на офисную недвижимость в Москве, приходят к решению о переезде за МКАД.
Кластерное строительство охватит Подмосковье в ближайшие годы, – уверяют девелоперы. "Массово застраиваются районы между Ленинградским и Дмитровским шоссе, – подтверждает в эфире РБК-ТВ в программе "Недвижимость" управляющий партнер "МИЭЛЬ-Новостройки" Наталья Тихоновская. – Прежде всего, сказывается близость аэропортов "Шереметьево", а также строительство дублера трассы "Москва – Санкт-Петербург" и Краснопресненского проспекта".
Любопытно, что подмосковные кластеры "облюбовали", прежде всего, север и северо-запад Москвы, когда на юге столицы все больше концентрируются логистические центры и производство.
Но оговоримся, кластерное строительство – явление, конечно, не новое: во времена плановой экономики СССР жилые массивы никак иначе и не воздвигались, как с учетом близости к производствам и рекреационным зонам. И сегодня приходится говорить, скорее, о возрождении забытого разумного подхода, возвращение к которому, очевидно, вызвано транспортным коллапсом в столице.
"Все западные столицы развивались именно по принципу развития пригородов, – продолжает Н.Тихоновская. – В Центре - небольшие представительские офисы, отели, театры, музеи, небольшое количество дорогого жилья, а все остальное выносится за кольцевую дорогу".
И в подмосковных кластерах жилье будет ориентировано на миддл-класс, - говорит эксперт. Стоимость квадратного метра здесь на 1 тысячу долларов дешевле, чем в Москве (3,5 тысячи против 4,5). Дешевизна сказывается и на возрасте покупателей – если в Москве, по данным Н.Тихоновской, средний возраст покупателя квартиры 35-45 лет, то в Химках – 25-35. В этом смысле северо-московские кластеры будут не только новыми, но и молодыми.
Приобретая квартиру в кластерной зоне, можно рассчитывать и на работу рядом с домом. В деловых центрах размещаются back-офисы крупных производственных и ритейловых компаний. Линейные менеджеры, среднее звено будут востребованы в инфраструктурной сфере: рестораны, отделения банков и т.д. Н.Тихоновская скромно умалчивает о дефиците обслуживающего персонала – "рабочих рук".
Тем временем в странах ЕС и США кластеры образуются и по этническим признакам: "чайна-тауны", "черные гетто" и т.д. И если так называемые деловые кластеры осваивают север и северо-запад столицы, то этнические кластеры созревают в Восточном и Западном административных округах. Так, почти 40% жителей Измайлово – иностранцы, сообщает со ссылкой на Центр изучения межэтнических отношений Института этнологии и антропологии РАН ноябрьский номер журнала РБК. Также иностранцами являются 35% жителей Дорогомиловского района, 32 – проживающих в Раменках и Можайском районе. Этническая кластеризация идет рука об руку с деловой, – заключают специалисты.
Любопытно, что в отличие от российских властей, уплотняющих и расширяющих существующие мегаполисы, есть и совершенно другой путь градостроительной политики – возведение новых городов, к которому не так давно прибегал СССР, а сегодня наиболее ярко эту концепцию эксплуатирует Казахстан.
РИА РосБизнесКонсалтинг
|