2007-11-14 17:06:14
13 ноября в агентстве «Росбалт» при информационном спонсорстве Lenta.ru Недвижимость состоялся круглый стол «Цена эстетики в жилищном строительстве». В мероприятии приняли участие архитекторы, девелоперы, экономисты. Вывод, к которому пришли участники, можно сформулировать в нескольких словах – красота не только спасет мир, но и приносит деньги. Уставшие от безликих типовых микрорайонов, жители мегаполиса готовы платить даже за самые небольшие проявления «красоты». По словам Юрия Григорьева, первого заместителя Главного архитектора г.Москвы, если говорить о массовом жилье, то разница в стоимости строительства «белой» панели и панельных домов серии П-44 Т, отделанных кирпичом, всего 50 долларов за квадратный метр, а «продажная» стоимость различается уже на 200 долларов.
Почему же продолжается строительство одинаковых, устаревших домов? Юрий Григорьев объясняет как огромными масштабами жилищного строительства – в Москве строится 50-60 миллионов квартир в год – цифра беспрецедентная для старого света, так и тем, что домостроительные комбинаты не хотят модернизировать свои изделия – дорого. Остается ждать, что когда рынок жилья насытится, потребители начнут «голосовать рублем» за новые, комфортные и красивые дома, а значит и домостроительные комбинаты будут вынуждены адаптироваться к новым условия рынка. Пока же градостроители для создания комфортного жилого пространства вынуждены в эстетических целях «играть» разными сериями домов. И, справедливости ради стоит сказать, это не всегда плохо получается – новые районы Марьинский парк, Куркино, Бутово не раз отмечены премиями именно за градостроительные решения. Однако эстетика жилья заключается не только в красоте фасадов, в доме, перефразируя классика, все должно быть прекрасно – и фасады, и планировки квартир, и обустройство общественных зон, и вид из окна.
Более того, именно вид из окна существенно повышает продажную стоимость и востребованность жилья. Исследования, проведенные профессором Высшей школы экономики Александром Долгиным, показывают, что цена аналогичных квартир в одном доме, на одном этаже в зависимости от вида из окна может отличаться в Москве на тысячи, а иногда и десятки тысяч долларов.
Правда, этот фактор, по словам Александра Долгина, становится решающим только в самом дорогом сегменте жилья – элитном. В эконом-классе видовой критерий фактически не работает, квартиры на первых и последних этажах, из соображений безопасности и опасности протекания кровли, стоят дешевле и пользуются меньшим спросом. С третьего по предпоследний этаж цена квадратного метра в одном и том же доме практически не отличается. В домах бизнес-класса, которые обычно строятся в местах с привлекательными видами из окон, изменяется в зависимости от этажа – чем выше этаж, тем лучше вид, и, соответственно, дороже квадратный метр. Разница в стоимости между нижними и верхними этажами может отличаться на 10-15 процентов. В элитных домах вид из окна становится не просто одним из факторов, влияющем на выбор потребителя, а главным критерием – чем лучше вид, тем элитнее и дороже жилье, тем больше покупатели готовы платить за красоту за окном.
Исследование, проведенное Александром Долгиным, показывает, что доля вида из окна в цене квартиры колеблется от четверти до половины стоимости. К примеру, «раскрученные» виды на Кремль и Храм Христа Спасителя могут увеличивать стоимость квартиры на один-два миллиона долларов – от пятой до третьей части стоимости квартиры. Показателен и пример одного из домов на Смоленской набережной – здесь квартиры, выходящие окнами на реку продаются по 24 450 долларов за квадратный метр, а с окнами во двор – по 18 тысяч долларов за метр.
Необычность проекта тоже влияет на конечную выгоду девелопера. Иван Богатов, генеральный директор компании Urban Group, застройщика поселка таунхаусов «Ивакино-Покровское», оценивает вложения компании в эстетику проекта (необычные фасады домов, архитектурные «излишества» - садово-парковые скульптуры и т.д.) в 2,5 миллиона долларов при общей сумме инвестиций в 60 миллионов. При этом вложения во внешний вид поселка с лихвой окупаются: при такой же, как у ближайших соседей стоимости квадратного метра, продажи в необычном поселке идут быстрее, в результате застройщик экономит на кредитном проценте. Есть и нематериальная выгода – на таких проектах зарабатывается имя на рынке, и в будущем девелопер может рассчитывать на дополнительную лояльность покупателей.
Готовы строить красивые дома и архитекторы. Михаил Филиппов, руководитель «Архитектурной мастерской Михаила Филиппова» подвел итог дискуссии, пояснив, что город отражает лицо общества, и в зависимости от того, какими мы ощущаем себя, таким и будет наш город.
Для того чтобы пасьянс сложился, и мы жили в комфортном красивом городе, осталось совсем немного – убедить инвесторов, что красота не только спасет мир, но и существенно увеличит размеры их кошельков.
Lenta.ru
|