2007-08-10 14:41:51
Северная столица России празднует сегодня 225-летие установки памятника «Медный всадник» скульптора Фальконе. В честь этого события на Сенатской площади пройдут торжества. Об этом сообщили в пресс-службе администрации Адмиралтейского района.
Напомним, что торжественное открытие памятника Петру I состоялось 7 августа 1782 года. Уже в конце XVIII века он стал объектом городских легенд и анекдотов, а в начале XIX века — одной из самых популярных тем в русской поэзии. «Медным всадником» его стали называть после публикации одноименной поэмы Александра Пушкина.
Конная статуя императора была выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 1768-1770 годах. Голову Петра лепила ученица Фальконе — Мари-Анна Колло. Для пьедестала памятника с побережья Финского залива был доставлен гигантский гранитный валун — Гром-камень. Он весил 1,6 тыс. тонн, его транспортировка, для которой было построено специальное судно, вызвала огромные трудности.
Это был первый конный памятник русскому царю. В условном одеянии, на вздыбленной лошади, Петр изображается Фальконе, прежде всего, как законодатель — в иерархии классицизма законодатели находятся выше полководцев. В обсуждении концепции памятника принимали участие Екатерина II, Дидро и Вольтер.
Памятник должен был изображать победу цивилизации, разума, человеческой воли над дикой природой. Постамент изваяния призван был символизировать природу, варварство. Поэтому тот факт, что Фальконе обтесал грандиозный Гром-камень, отполировал его, вызвал возмущение и критику современников.
Медный всадник по праву считается лучшей конной статуей мира, вершиной творчества Фальконе. Композиция скульптора была совершенно новой в истории подобных памятников. Например, конь под Петром сильно отличается от лошадей всех известных конных монументов Европы, спокойно и торжественно «шествующих» под своими знаменитыми всадниками. Здесь он неразделимое целое со своим хозяином, как душа и плоть, движимые единым порывом навстречу новому дню. Конь остановлен властной рукой седока. Задние копыта (две точки опоры) топчут змею — символ зла, сопротивления петровским реформам (змея — третья точка опоры).
Надпись на постаменте гласит: «Петру Первому Екатерина Вторая, лето 1772», с одной стороны, и «Petro primo Catharina secunda» — с другой. Это подчеркивает замысел императрицы: установить линию преемственности, наследования между деяниями Петра и собственной деятельностью.
Информационное агентство "Росбалт"
|