2007-01-30 11:35:01
Механизм контроля по расходованию чиновниками крупных средств при покупке недвижимости и санкции за несоответствие доходов и расходов будут рассмотрены депутатами Госдумы в ходе весенней сессии, заявил глава думской антикоррупционной комиссии Михаил Гришанков.
"После ратификации Россией конвенции ООН по борьбе с коррупцией, мы должны достаточно жестко поменять наше законодательство и привести его в соответствие с международными требованиями", - сказал М.Гришанков.
По его словам, одно из основных требований, прописанных в конвенции - контроль за расходованием средств публичными должностными лицами. "В течение 2006 года на эту тему неоднократно высказывался президент России, который говорил о том, что наряду с декларацией о доходах, необходимо вводить декларацию о расходах и декларацию имущества чиновников, - отметил М.Гришанков. - Сегодня в рамках работы нашей комиссии мы ведем подготовку таких законопроектов".
Как сообщил собеседник агентства, "сейчас готовятся поправки в законодательство, в том числе в закон о государственной гражданской службе, в закон о статусе членов Совета Федерации, депутатов Госдумы". "В новых законах будет более четко прописана обязанность чиновников и депутатов, а также членов их семей ежегодно предоставлять сведения о своем имуществе и доходах", - сказал М.Гришанков и уточнил, что "пока речь идет только о предоставлении декларации о доходах".
По его словам, "комиссия обсуждает с правоведами не просто механизм контроля, но и санкции, применяемые к нарушителям". Депутат сообщил, что уже есть конкретные предложения, но не стал уточнять, какими будут меры наказания. "Думаю, на весенней сессии Госдумы мы внесем эти предложения", - отметил он.
Сейчас чиновники не несут никакой ответственности за владение многомиллионными особняками, отмечает М.Гришанков. "На сегодняшний день это никто не анализирует. Все видят очевидные факты, но никакой ответственности за это у нас не предусмотрено", - посетовал собеседник агентства.
Как сообщалось ранее, в понедельник председатель Счетной палаты (СП) РФ Сергей Степашин выступил с заявлением о том, что "в принципе каждый чиновник должен подтвердить, за счет чего он приобрел ту или иную недвижимость". С. Степашин сообщил, что в феврале этого года СП совместно с Генпрокуратурой впервые проведет рейд по проверке конкретных объектов в режиме "для служебного пользования".
Председатель комитета по законодательству Госдумы Павел Крашенинников сказал в интервью "Интерфакс-Недвижимость", что "такую инициативу, как и любую другую антикоррупционную, безусловно, надо приветствовать".
В тоже время, по словам П. Крашенинникова, "нужно смотреть: если чиновник просто приватизировал квартиру - это одно, а если с зарплатой в 20 тысяч рублей он имеет особняки, виллы и яхты - другое".
"Надо просто эту недвижимость учитывать", - отмечает депутат Госдумы Галина Хованская. По ее словам, "надо учитывать не доходы чиновников в целом, а объекты недвижимости, автомобили и прочее имущество, подлежащее налогообложению, но оформленное на жену или мужа, брата или свата".
"Дальше нам законодательство не позволяет копать, - говорит Г.Хованская. - Совершеннолетние дети - это особая статья, у них могут быть свои источники доходов, а вот объекты супругов можно отследить нотариально, так как это совместно нажитое имущество".
"Чиновники такие же люди, как и все остальные, - говорит директор по маркетингу Бюро Недвижимости "Агент 002" Ольга Побединская. - Поэтому если при покупке недвижимости будут интересоваться только их доходами, это будет в какой-то мере нарушением их прав".
Эксперты при этом не исключают, что в перспективе государство станет контролировать доходы не только отдельных граждан, но и всех россиян, совершающих крупные покупки (прежде всего, недвижимость - ИФ).
Соответствующий закон действовал в РФ с 2000 года и официально отменен с 1 января 2004 года. Система контроля выглядела следующим образом: банки, риэлторы, нотариусы и розничные торговцы должны были присылать налоговикам данные о крупных покупках (от $20 тыс.). Налоговая инспекция сопоставляла их с размером дохода граждан, и в случае несоответствия доходов и расходов просила в письменной форме объяснить, откуда взялись деньги.
Но министерство по налогам и сборам (МНС) столкнулось с трудностями, поскольку граждане обосновывали крупные покупки многолетними накоплениями и доказать обратное было невозможно. Уже после отмены закона о контроле за расходами МНС РФ договорилось со своими западными коллегами об информационной помощи: каждые полгода они запрашивали данные обо всех сделках и счетах (на сумму более $10 тыс. - ИФ), открываемых россиянами за границей.
Кроме того, за расходами россиян стал следить Комитет по финансовому мониторингу при Минфине, который обязал банки отслеживать сделки на суммы выше 600 тыс. рублей.
Параллельно было принято решение дать еще один шанс расточительным гражданам и объявить сроком на 9 месяцев так называемую "налоговую амнистию". Федеральный закон N269 "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами" был подписан президентом 30 декабря прошлого года и вступит в силу 1 марта этого года.
Закон позволяет легализовать полученные до 1 января 2005 года доходы, с которых не уплачены налоги. Причем закон позволяет амнистировать не только деньги, но и ценные бумаги, а также "другое имущество", в частности, недвижимость.
Для легализации доходов достаточно внести через банк на счета территориальных органов Федерального казначейства декларационный платеж в размере 13% от суммы, указанной в декларации. Виды и источники капиталов указывать не требуется. Полученная в банке квитанция защищает плательщика от дальнейших претензий налоговиков.
Тот факт, что вслед за объявлением амнистии Комитет по безопасности Госдумы приступил к разработке антикоррупционного закона, считают эксперты, лишний раз подтверждает намерение властей вновь заняться контролем за соответствием расходов доходам граждан.
"Если это произойдет, рынок недвижимости вновь станет теневым, - сообщил на условиях анонимности представитель крупной строительной компании. - Либо те, кто не сможет объяснить происхождение доходов, не станут рисковать и уйдут с рынка. Поскольку таких покупателей довольно много, спрос может резко упасть".
Большинство опрошенных "Интерфакс-Недвижимость" риэлторов отказались от комментариев, сославшись на то, что их не интересуют источники доходов клиентов.
Руководитель пресс-службы холдинга "МИЭЛЬ-Недвижимость" Олеся Кошкина отмечает, что "пока законодательство не обязывает риэлторов предоставлять в налоговые органы информацию о сделках, более того, такая информация может быть защищена соглашением о конфиденциальности".
Она признает, что зачастую риэлторская компания "не имеет возможности проверить легальность источника средств покупателя недвижимости".
"Риэлторы могут лишь чисто визуально определить откровенно криминальных клиентов, - говорит О. Кошкина, - с такими, как правило, работа не ведется. Это может оказаться небезопасным. Все остальные покупатели квартир и загородных домов являются для нашей компании равноправными участниками сделки".
Если будет введен тотальный контроль за доходами граждан, вкладывающих свободные средства в недвижимость, риэлторы найдут лазейки, считает О.Побединская.
"Прежде чем "закручивать гайки", надо выстроить понятную систему сбора налогов и карательных мер за уход от их уплаты", - считает она.
Председатель коллегии адвокатов юридической конторы "Правовая защита" Артем Сидоров отмечает, что введение контроля за расходами граждан на рынке недвижимости отразится слабо, "если только механизмы контроля не будут идеально отлажены".
Юрист отмечает, что "есть масса обходных путей получения средств для приобретения недвижимости". По мнению А.Сидорова, прежний закон о контроле за расходами был отменен именно из-за того, что оказалось практически невозможно доказать, что деньги на приобретение недвижимости были получены незаконным путем.
Информационное агентство "Интерфакс"
|