2008-02-26 11:25:19
«Зеленые законы» на редкость детальны и решают конфликт между необходимостью строить и угрозой тотальной застройки парков. Об этом рассказал директор Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов.
Речь идет о законе «О зеленых насаждениях общего пользования» (принят в 2007 году) и «О внесении изменений и дополнений в закон «Об охране зеленых насаждений» (принят в феврале 2008 года).
Вместе с тем, чтобы закрыть тему, не хват двух законов и нормативных актов, подчеркнул директор Центра. Так, требуется разработать закон об управлении объектами садово-паркового хозяйства. Их около 2400 штук. И они все разные, требуют разного обращения. Следует классифицировать зеленые объекты на городские, районные и квартальные. Для каждого уровня предусмотреть свой режим использования и содержания.
Кроме того, в этом законе нужно сформулировать наглядные критерии оценки качества управления, доступные горожанам. Потому как конечная цель управления — это обеспечение качества окружающей среды. Сегодня единственным критерием оценки качества управления являются экономические показатели, пояснил эколог, чиновники оценивают свою работу с точки зрения цифр — площадей и денег. Между тем как оценивать состояние объектов должны иметь возможность, в первую очередь, горожане. И тогда критерием качества неизбежно станет результат, а не процесс — агротехническая практика, которую может оценить только специалист. Только при этом условии «нормативно-законодательная система будет работать на результат, а не распыление средств», подчеркивает Александр Карпов. И тогда, может быть, наконец откажутся от губительной для всего живого зимней уборки с применением соли. А также от тотального сбора опавших листьев, лишающего почву питательных вещества и ничем не восполняемого. Кроме того, ограничат использование ручных газонокосилок, которыми повреждается кора кустарников и деревьев.
Второй документ, который нам необходим, по мнению директора Центра, это закон о городских лесах. Сегодня они попадают под действие Лесного кодекса РФ. Отсюда и накладки. Так, например, на них распространяются правила «промлесов» (вырубка и прочее). Не урегулировано использование городских лесных массивов в рекреационных целях.
Что касается нормативных актов, то Александр Карпов считает, что самым проблематичным является механизм компенсационного озеленения. Сегодня при сносе деревьев застройщик переводит деньги в городскую казну. Эти средства в виде субвенций поступают в муниципалитеты на озеленение и там благополучно растворяются, так как соответствующих адресных программ нет. Кроме того, посадить могут не там, где срубили. При этом стоимость посадки превышает компенсационную сумму. Значит, на деньги застройщика высаживается меньше зеленых объектов. Плюс к этому многие из них погибают.
Информационное агентство "Росбалт"
|