2008-06-16 12:58:50
Подпрограмма 'Обеспеченье жильем молодых семей' (ОЖМС) федеральной целевой программы 'Жилище' на 2002–2010 годы начала работать в 2002 году. На пилотном отрезке с 2002 по 2005 годы она показывала достаточно хорошие результаты. А в 2007 году подпрограмма побила рекорд по числу неиспользованных федеральных средств, выделенных на реализацию ОЖМС.
В мае 2008 года Счетная палата РФ обнародовала результаты проверки нацпроекта 'Доступное жилье'. Оказалось, что около 30% из выделенных на подпрограмму 'Обеспечение жильем молодых семей' средств не было израсходовано. 'Условия предоставления субсидии и ее размер не позволили принять участие в подпрограмме почти 25% планируемых к участию молодых семей, что в конечном итоге привело к сокращению количества участников и невыполнению установленных показателей', – так объяснило ведомство недорасход средств. В 2006 году лишь 5% бюджета программы осталось неиспользованным.
Если сравнить условия предоставления субсидий, которые действовали до 2006 года, то, безусловно, сегодняшние правила гораздо приемлемее. Например, в данный момент в программе могут участвовать неполные молодые семьи и семьи без детей, тогда как ранее лишь полные семьи при рождении ребенка могли рассчитывать на помощь при решении жилищной проблемы в рамках подпрограммы. Впрочем, и одной из основных целей ОЖМС тогда было улучшение демографической ситуации. Но даже корректировка условий предоставления средств федерального бюджета делают сегодня подпрограмму недоступной многим семьям.
Согласно правилам предоставления субсидий в рамках ОЖМС, молодая семья, у которой нет детей, может рассчитывать на финансовую помощь в размере 35% от средней стоимости жилья в регионе, семьи с одним и более ребенком – на 40%-ную помощь. При этом потенциальный участник подпрограммы должен документально подтвердить, что имеет достаточные доходы на оплату оставшейся стоимости квартиры – это одно из непременных условий участия в федеральной подпрограмме. Согласно ОЖМС, норма жилья для семьи из двух человек составляет 42 кв. м, а на трех и более – по 18 кв. м на одного человека. То есть нельзя рассчитывать на субсидию при приобретении жилья площадью меньше установленной нормы. И, конечно же, семья должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
А теперь посчитаем. Возьмем, к примеру, среднерыночную стоимость квадратного метра жилья в Туле. На сегодняшний день эта цифра достигает порядка 40–50 тысяч рублей. Таким образом, чтобы купить квартиру установленной подпрограммой площадью, семье из двух человек потребуется 2,1 млн рублей. Субсидия погасит лишь 735 тысяч рублей. То есть семья должна иметь возможность заплатить около 1,5 млн рублей из собственных доходов. По данным Росстата, на февраль 2008 года средний заработок жителя в Тульской области не достигал и 10 тысяч рублей. Даже если представить, что молодая семья зарабатывает в два раза больше средних доходов по региону, все равно на свой месячный доход она вряд ли сможет купить больше одного квадратного метра жилья. А каких-либо существенных накоплений у граждан в возрасте до 30 лет (именно такой возрастной порог для получения субсидии по подпрограмме), как правило, еще нет. Таким образом, главной помехой для участия в ОЖМС можно назвать нехватку собственных средств. Впрочем, если бы стоимость жилья была ниже, это условие программы было бы куда осуществимее для большего числа молодых семей.
Президент Союза инженеров-сметчиков, директор департамента ценообразования Ассоциации строителей России (АСР) Павел Горячкин, говорит, что 15–30% от стоимости готового жилья приходится на землю, порядка 200–400 долларов на квадратный метр – это цена обеспечения дома инженерными коммуникациями. Таким образом, около 30–50% цены жилья приходится на нестроительные расходы. Многие специалисты рынка считают, что государство может сделать жилье более доступным, субсидируя непроизводственные расходы при строительстве – землю и коммуникации. Такие же меры нужно принимать и при развитии малоэтажного строительства, которое в последнее время все чаще называют одним из вариантов решения вопроса доступности жилья.
Вице-президент АСР Владимир Пономарев вообще считает, что не стоит навязывать людям собственность. 'Не надо заставлять людей обзаводиться собственной крышей. Человек не может, а ему говорят: 'покупай!' Мы плодим нищих, не способных к управлению своей собственностью своими силами, а с другой стороны, мы искусственно уменьшаем количество людей, которые могут позволить себе господдержку', – говорит Владимир Пономарев. С его точки зрения будущее доступного жилья – за социальным и некоммерческим наймом. Но, после того как 23 мая 2008 года Госдума сняла запрет на бесплатную приватизацию социального жилья, полученного гражданами России после 1 марта 2005 года, регионам будет невыгодно строить дома для сдачи их в социальный наем.
То, что субъекты РФ не будут спешить с возведением социального жилья после разрешения приватизации, отмечал еще глава Минрегиона Дмитрий Козак. Бесплатная передача квартир в собственность будет действовать еще до 2010 года.
В любом случае ясно, что в подпрограмму 'Обеспечение жильем молодых семей' нужно вносить корректировки.
Софья Комлёнок
РИА РосБизнесКонсалтинг
|