2009-07-09 20:16:40
Проблемы, накопившиеся вокруг долевого строительства в Петербурге, проверяющую депутатскую комиссию из Москвы не устрашили. 'Ничего, хлопать дверями, возвращать долги и менять сексуальную ориентацию никогда не поздно', – заявил ее глава Александр Хинштейн. С этим оптимистическим девизом рабочая группа партии 'Единая Россия', созданная для решения проблем обманутых и пострадавших дольщиков, 'разбирала полеты'.
Дома достроили, но не для всех
Проверка началась с посещения квартала 9 в Пушкине. Объект был предложен принимающей стороной – петербургским отделением группы по защите обманутых дольщиков. Единороссы нашего города утверждали, что комиссии из Москвы покажут квартал, в котором 'все проблемы решаются', причем силами городских властей.
На практике оказалось, что вздохнуть с облегчением могут дольщики только одного дома из пяти. Корпус 10 дома 8 по Кедринской улице достроен и сдан в эксплуатацию. Правда, участникам долевого строительства пришлось доплачивать 'Вест Компани', пришедшей на смену прекратившему существование ООО 'Р.К.Г.'. Представитель этой компании факт доплаты не отрицал, но сумму не назвал.
Корпуса 9 и 12 застряли на уровне 3-5 этажей. 'Сейчас мы проводим работу с теми дольщиками, которые не выплатили полную стоимость при покупке жилья – они должны будут доплатить около 20 тысяч рублей за квадратный метр', – сообщил председатель ЖСК, созданного жильцами этого дома.
'И что, все согласны?' – недоверчиво поинтересовался Александр Хинштейн.
'Мы договариваемся', – последовал туманный ответ.
Кроме того, новый застройщик намерен повысить этажность, чтобы привлечь новые средства. Вопрос – сумеют ли продать квартиры во время кризиса – почему-то не прозвучал.
Спокойное течение встречи нарушил приход дольщиков домов 1а и 1б по улице архитектора Данини. Они потребовали, чтобы комиссия посмотрела и на их долгострой и наконец разобралась в ситуации. Проверяющие двинулись через горы глины и битых кирпичей к свалке бетонных блоков и недостроенному фундаменту. Вице-губернатор Петербурга Роман Филимонов увлеченно рассказывал, что город выполнит в квартале благоустройство, проложит сети и дороги, завершит пробивку улицы и построит детский садик. Гости внимательно слушали, бойко перепрыгивая через канавы. Оператор федерального телеканала увлеченно снимал ноги, обутые в дорогие ботинки, ступающие по непролазной российской грязи.
Дольщики домов на улице Данини оказались в оппозиции к городской администрации.
'Мы организовали ТСЖ и хотим достроить дом сами. А Стройкомитет требует от нас вступить в ЖСК, навязывает нам своего управляющего, своего застройщика', – жаловались они. Нежелание играть по правилам Смольного объяснимо – для того, чтобы удешевить строительство, предложенный администрацией города застройщик намерен изменить проект и возвести вместо кирпичного дома блочный.
'А потом нам предложат доплатить, а тех, кто не согласится, попросту выкинут из проекта. Лучше уж мы сами достроим', – заявляют сторонники ТСЖ. По их словам, ситуация с благополучным 10 корпусом далека от идиллии.
'Там сначала было 170 дольщиков, в итоге осталось 10-15 человек. Остальных просто убрали из проекта', – сообщили жители 'мятежных домов' корреспонденту 'Фонтанки'.
Среди участников долевого строительства двух зданий на улице архитектора Данини – Никольский кирпичный завод, управление механизации №2 и Тосненский железобетонный комбинат. Как уверяют сторонники самостоятельного строительства, 'товарных кредитов для завершения дома более чем достаточно'. Хотя и очень неохотно, но комиссия согласилась с этими доводами, несколько раз сообщив будущим членам ТСЖ, что 'отныне они сами будут отвечать за последствия'.
Однако есть среди участников строительства и сторонники пути, предложенного Смольным. Проект, по которому будет изменена этажность и конфигурация дома, уже разработан и сейчас должен пройти согласование. Тех, кто ратует за ЖСК – около 170 человек, тех, кто за ТСЖ – 260.
'Если вы не договоритесь между собой, то дом вы точно не достроите. И через год мы снова будем собираться по этому же объекту', – мрачно предсказал Александр Коган, заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам, тоже входящий в состав рабочей группы по решению проблем дольщиков. С ремаркой 'найти общий язык между двумя группировками' дольщикам пообещали через две недели вынести решение о создании ТСЖ.
Заложниики
Встречи с дольщиками продолжились в Пушкинской администрации. На этот раз московские гости заинтересовались вопросом: 'Кто так долго и в таких масштабах позволял творить беззаконие на территории этого района?'. Как и следовало ожидать, он оказался риторическим. Зато о том, какие меры применяются для борьбы с незаконным строительством, Роман Филимонов сообщил: 'Мы в трудной ситуации. С одной стороны, действия применяются, а с другой – к нам приходят дольщики и возмущаются тем, что строительство остановлено. Но мы боремся'. И оптимистично добавил: 'Незаконные стройки – это единичные случаи. Не носят массовый характер'.
Сидевшие в зале представители обманутых дольщиков невежливо хмыкнули, комиссия сделала вид, что поверила, но попросила объяснить ситуацию со стройками компании ЛЭК, которая, во-первых, ведет множество объектов без необходимых разрешений и заключает предварительные договоры вместо положенных по 214 закону – во-вторых.
Приглашенный на совещание собственник компании Павел Андреев начал темпераментный рассказ о происках своего бывшего партнера Андрея Рогачева. Присутствующие узнали о том, что ЛЭК очерняют намеренно – для того, чтобы вынудить выкупить долю совладельца Рогачева 'за нереально огромную сумму'.
'Моя совесть чиста! – заявил Андреев. – У нас работают все стройки. На деньги, собранные у дольщиков, мы закупили стройматериалы. ЛЭК очерняют, и это – дело рук Рогачева'.
'Про ваши отношения с Рогачевым уже знает вся страна! – не выдержал прокурор города Сергей Зайцев.- Есть постановления прокуратуры, у вас есть 'чистые' объекты, по которым оформлена документация. Почему не переходите на договора о долевом строительстве?'
В ответ присутствующие узнали, что 'есть строгий график перехода, он строго соблюдается, но, если надо, мы ускорим'. 'У вас полностью готовы документы по 'Империалу', – мрачно заметил Филимонов. – Вот давайте быстро по нему и перезаключайте'.
Андреев клятвенно заверил всех, что это указание будет немедленно выполнено.
'Но наше законодательство таково, что нам все время приходится искать обходные пути, чтоб возможно быстрее завершить строительство', – пояснил он. По последнему пункту от владельца ЛЭКа попытались получить объяснения. Был продемонстрирован образец предварительного договора с компанией 'Верона Менеджмент' – именно с ней теперь предлагают иметь дело дольщикам 'Лондон-Парка', ранее заключавшим договора с компанией 'Г.С.К.', фигурировавшей в качестве агента ЛЭКа. В договоре значится, что эта новая компания создана по распоряжению правительства Петербурга (указываются его номер и дата, но вот только никаких распоряжений и постановлений Смольный в этот день не издавал, да и сам номер – непонятно откуда). Имеется и фраза о том, что средства, внесенные дольщиком, будут потрачены на приобретение векселей, уже фигурировавшие в соглашении с 'Г.С.К.'. И в довершении ко всему срок действия договора – один год.
'И что должны делать люди, оказавшиеся с утратившим силу договором с прекратившей существование компанией – например, с вашей 'Г.С.К.'? – поинтересовался у Андреева Александр Коган. В ответ последовал рассказ о несовершенстве законодательства и попытках привлечь банковские средства с помощью создания мнимых векселей. Разумеется, к сомнительным с точки зрения закона мерам ЛЭК прибегал исключительно ради блага будущих дольщиков.
Хинштейн сделал еще одну попытку получить конкретный ответ на конкретный вопрос.
'Прибыль ЛЭКа за первое полугодие составила 25 миллиардов рублей. На эти деньги вполне можно было бы достроить хотя бы один из начатых вами домов. Почему это не сделано?!' – поинтересовался он. Андреев рассказал о кризисе, о том, что приток средств снизился на порядок, и никаких миллиардов компания не получала и в помине.
'Понятно, – подвел итоги Хинштейн. – Просто вас никто ни разу не проверял всерьез. Я не знаю причину, но местные власти создавали вам тепличные условия. К сожалению, сейчас ситуация такова, что любые попытки как-то воздействовать на ЛЭК приведут к негативным последствиям – в заложниках оказалось слишком много дольщиков. Остается только держать вашу деятельность более или мене на контроле. И, дай Бог, чтобы вы все достроили'.
Не надо инвесторов, сами достроим!
Разговор перешел к еще одному объекту в Пушкине – дому на Гусарской, 9. 'Проект стоит с 2002 года. 45 дольщиков, инвестор в предбанкротном состоянии, директор – 2 уголовных дела', – кратко огласили вводную по этому объекту. Дольщики обратились к комиссии с просьбой либо оформить им переуступку прав, чтоб они могли завершить объект своими силами, либо перезаключить инвестдоговора.
'Поскольку здание занимает Агрофизический институт, и оно находится в федеральной собственности, на городском уровне проблему не решить', – пояснил представитель инициативной группы. По его словам, собственник здания заявляет, что не желает знать никаких дольщиков, а инвестор, ООО 'Петербургстрой' расторгает договора заочно и в одностороннем порядке.
Александр Хинштейн пообещал 'воздействовать на Агрофизический институт через Москву'.
'А чем объясняется интерес инвестора интерес к этому участку? Почему он не желает его вам уступать?' – неожиданно заинтересовался Александр Коган. Оказалось, что инвестор не против отказаться от проекта, но за очень большие деньги.
'Проект подразумевает еще и освоение земельного участка площадью 1,2 га, – объяснили представители многострадального ЖСК 'Гусарская, 9'. – И поэтому он требует за свой выход из игры 80 миллионов'. Комиссия ненадолго онемела, но затем сделала над собой усилие и перешла к дальнейшей работе.
Попросили оформить переуступку прав и дольщики 'Золотых ключей'. 'Сейчас рассматривается иск о банкротстве этого инвестора, поданный контрагентами. Их уже около 15, сумма долга достигает 50 миллионов, все участки, принадлежащие компании, выставлены на торги по дешевке – за полтора миллиона. Мы останемся и без земли и без денег', – пояснили пострадавшие по этому объекту. Просьбу сочли обоснованной все члены комиссии.
Контролировать надо жестче!
В Петербурге образовалась особая группа обманутых дольщиков – те, кто уже поселился в новых квартирах, но либо не может оформить права собственности, либо живут в домах с недоделками, тем не менее сданных в эксплуатацию. Их рассматривали единым блоком, уже не пытаясь доискиваться до причин.
'Вот так посидишь, послушаешь – да какой же ужас у вас в городе творится, – чистосердечно призналась корреспонденту 'Фонтанки' представительница рабочей группы.
Правда, на главу комиссии рассказы произвели меньшее впечатление.
'Я не скажу, что в Петербурге самая страшная ситуация. Уникальным город не назовешь, – подвел итоги встречи Хинштейн. – Однако количество нарушений закона наводит на мысль о том, что надзорные органы должны бы проявлять больше внимания к строительству'.
'Обратите внимание – от прокурорской службы присутствует лично прокурор, зато от всех остальных надзорных органов и правительства – только замы или замы замов. Это вполне наглядно свидетельствует об отношении города и к нашей комиссии, и к самой проблеме обманутых дольщиков', – отметил он.
Итоги расширенного совещания рабочей группы: приняты решения по трем вопросам – создать ТСЖ в домах на улице архитектора Данини, оформить переуступку прав дольщикам 'Золотых ключей' и воздействовать на Агрофизический институт. Все остальные случаи будут рассматриваться в рабочем порядке на заседаниях группы при комитете по строительству Санкт-Петербурга. Самый острый вопрос – ситуация вокруг компании ЛЭК – остался не разрешен. Городские власти пообещали проявлять больше бдительности.
Справка: По данным созданной при стройкомитете рабочей группы по вопросам долевого строительства в Санкт-Петербурге, в 2009 году от пострадавших дольщиков были поданы обращения по 59 объектам. Завершено 13 проблемных домов, по 36-ти разработаны поручения рабочей группы. Всего в комиссию поступило 758 обращений. Из них 457 переданы ведомству вице-губернатора Людмилы Косткиной. Сумма выплаченных компенсаций – 158 миллионов рублей. 19 квартир выделено тем людям, которые лишились всякого жилья. На сегодня не решены проблемы 240 участников долевого строительства. Из них 91 человек доказал право на жилье по суду.
По объектам строительства, которые были начаты в период с 1998 по 2003 год, возбуждены уголовные дела по деятельности 6 петербургских строительных компаний. По справке, данной прокурором города Сергеем Зайцевым, сейчас расследуются 20 дел, еще 15 находятся в производстве. В 2009 году прокуратурой Санкт-Петербурга вынесено 68 представлений, 15 протестов и 28 раз компании привлекались к административной ответственности.
Кира Обухова, 'Фонтанка.ру'
Ежедневное интернет-обозрение Фонтанка.ru
|