2010-06-09 11:21:59
Количество сделок по встроенным помещениям весной 2010 года по сравнению с зимой выросло на треть.
От месяца к месяцу активность на рынке нарастала, спрос ежемесячно увеличивался примерно на 10%. Весной начали сдаваться помещения, которые не были востребованы в кризисный период. Если раньше средний срок экспозиции объекта составлял 2-3 месяца, то сейчас брокер может найти арендатора на объект за 2 недели.
Частично подобная активизация рынка происходит под воздействием реализации отложенного спроса. Кроме того, серьезную роль в формировании нынешнего состояния рынка сыграл процесс развития новых сетей. Замороженные на период кризиса инвестиционные программы сейчас начали активно воплощаться в жизнь.
Продолжается «наступление» на встроенные помещения продуктового формата в его различных проявлениях: «магазины у дома» площадью 100-150 кв. м, продовольственные дискаунтеры, заинтересованные в аренде помещений площадью 500-1000 кв. м, а также сетевые магазины более высокого ценового уровня, которым нужны площади 1500-2000 кв. м.
Трендом последних месяцев стал выход на рынок бывших игровых операторов, начавших развитие нового бизнеса. Сейчас бывшие владельцы игровых сетей обратили свое внимание на сегмент общественного питания – рестораны и интернет-кафе, а также на формирование крупных развлекательных зон.
Второй особенностью этой весны стало постепенное развитие сетей, специализирующихся на непродовольственной товарной группе – магазинов одежды, обуви, белья, галантереи, промтоваров. Кроме того, о расширении своего присутствия в Петербурге, ближайших пригородах и в регионах заявил ряд сетей бытовой техники. На новый для себя формат гипермаркетов электроники планирует перейти «Евросеть». Производители электроники открывают официальные сервисные центры. Например, на ул. Марата, 12 открывается официальный сервис-центр Nokia. Открываются новые отделения банков и коммерческие образовательные центры
Весенние месяцы продемонстрировали положительную динамику арендных ставок на ликвидные помещения, расположенные у станций метро и на главных пешеходных магистралях города. Впервые с момента начала кризиса были зафиксированы факты спонтанных аукционов среди потенциальных арендаторов, что приводило к росту арендных ставок по отдельным объектам на 50%.
Однако арендные ставки по некоторым объектам на Невском пр., Садовой ул., Каменноостровском пр., Большом пр. П.С. в настоящее время превышают среднерыночные показатели на 50% за счет оптимального расположения и в силу технических характеристик и дефицита аналогичного предложения.
Можно констатировать, что рынок стрит-ритейла постепенно возвращается на докризисные позиции. Период относительного равновесия, который пришелся на конец февраля – начало марта 2010 г., сменяется постепенным возврата к «рынку продавца».
АСН-инфо - Все о строительстве и недвижимости в России
|