2010-10-20 17:14:39
Наиболее эффективным механизмом привлечения арендаторов в объекты коммерческой недвижимости является «правильный» имидж объекта в глазах потенциального арендатора.
Об этом говорили участники обучающей программы «Новое в управлении недвижимостью или как снизить риски и увеличить доходность объектов коммерческой недвижимости», организованный НП «Гильдия управляющих и девелоперов» в Москве. В рамках программы ведущие эксперты и игроки рынка говорили об актуальных тенденциях в управлении коммерческой недвижимостью - механизмах привлечения и удержания арендаторов, снижении рисков и увеличении доходности объектов коммерческой недвижимости, оптимизации расходов по эксплуатации объектов недвижимости, специфике управления объектом с множеством собственников.
Так, по словам экспертов ЗАО «ВТБ-Девелопмент», в настоящее время бюджет стартовой годовой рекламной кампании для объектов коммерческой недвижимости составляет порядка 60 тыс. долл. В дальнейшем ежегодные затраты на поддержание имиджа - не меньше 4-5 тысяч долларов. Этой суммы достаточно, чтобы поддерживать и усиливать достигнутый уровень известности, регулярно заполняя рекламные и информационные пространства. Рекламный бюджет торгового центра объемом 30-40 тысяч кв. м составляет порядка 300-400 тыс. долл. Как правило, бюджет строится исходя из затрат арендаторов торгового центра и управляющей компании, в благоприятной ситуации они распределяются в соотношении 50 на 50.
По мнению специалистов компании NAI Becar, на сегодняшний день, время, когда принятие решение об аренде объекта базировалось только на его стоимости, уходит. Опрос 1200 арендаторов коммерческой недвижимости в Европе показал, что на удовлетворенность арендными ставками в первую очередь влияет возможность получать дополнительные услуги, хорошая коммуникационная база и возможность оперативно урегулировать проблемы, возникшие в процессе эксплуатации помещений.
Говоря об урегулировании проблем с арендаторами, эксперты NAI Becar утверждают, что лишь 4% съезжающих и недовольных обслуживанием арендаторов, будут выражать неудовольствие перед тем, как переехать. В качестве наиболее эффективных механизмов удержания арендаторов, эксперты считают открытый диалог и выявление потребностей арендаторов и реализацию программ превентивных мер по их удержанию.
Важнейшей категорией в управлении объектом недвижимости является оптимизация расходов по эксплуатации. В том числе, сокращение расходов на фонд оплаты труда (ФОТ) за счет оптимизации штата персонала. По мнению экспертов NAI Becar, практически во всех существующих на сегодняшний день объектах коммерческой недвижимости, без ущерба для качества предоставляемых услуг, сократить персонал можно на 10-20%. В том числе, правильно используя систему мотивации и грамотно привлекая к работе мигрантов. Перечисленные факторы позволяют сэкономить до 30 % от ФОТ.
По словам специалистов ГК «НОРБИТ», внедрение информационных систем управления недвижимостью позволяют УК обеспечить рост производительности труда, просматривать ключевые показатели функционирования бизнеса в режиме реального времени, оперативно готовить необходимый набор отчетов и данных для предоставления их заинтересованным лицам (банкам, кредиторам, инвесторам и соинвесторам и пр.). Комбинированный субподряд снижает эксплуатационные издержки до 60%. Значительную экономию дает оптимизация налогообложения.
«Существующая динамика рынка такова, что, если ты мгновенно не реагируешь на оперативные изменения рынка управления и эксплуатации объектов, ты очень быстро теряешь клиента, - говорит вице-президент ГУД, президент NAI Becar Александр Шарапов. - За последние пару лет рынок недвижимости очень серьезно поменялся и заставил игроков или уйти с рынка или приспособиться. Последнее требует постоянного мониторинга новых идей, методов и технологий property & facility management и оперативного реагирования на новые условия бизнеса».
kvadrat.ru
|